Основные рубрики





Интересное видео

Витебск Vitebsk Showreel

Витебск Vitebsk Showreel

Фотовыставка - Витебск ОБИТЕЛЬ КРАСОК

Смотреть видео...

 

 

 

Все видео...

 

 

31.12.2013

Как мошенники обманули пенсионерку на все ее сбережения и недвижимость

Ушлым торговцам <laquo;чудодейственных<raquo;...


2.09.2013

Под Новополоцком обнаружили лесную нарколабораторию

Новополоцкие сыщики в лесу недалеко от...


31.08.2013

В Поставском районе прорвало водохранилище

Вчера в Поставском районе на водохранилище...


30.08.2013

В Новополоцке незадачливые угонщики на украденной "Волге" попали в аварию

Преступникам, одному и которых 24, а другому...


Тематические страницы

Автосервис

ЧЕЛОВЕК ГОДА ВИТЕБЩИНЫ




Ссылки на сайты

 

Витебский областной исполнительный комитет. Официальный сайтTUT.BYВитебская областная филармония

Читателям

Чтобы улучшить связь с читателями, «Народнае слова» открывает виртуальную «жалобную книгу». На нашем сайте вы можете оставить свое замечание по любому поводу. А журналисты «НС» постараются отреагировать на каждое такое обращение быстро и по существу.

 

Жалобная книга


Расписание поездов

Календарь материалов


«    Май 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей


Архив новостей по месяцам

Сентябрь 2015 (7)
Август 2015 (13)
Июль 2015 (8)
Ноябрь 2014 (3)
Октябрь 2014 (6)
Сентябрь 2014 (25)

 

Опрос сайта

Как вы проводите свободное время в выходные?

читаю, хотя бы изредка стараюсь сходить в театр, кино
едва успеваю переделать накопившиеся за неделю домашние дела
отсыпаюсь, смотрю телевизор
занимаюсь спортом
встречаюсь с друзьями, родственниками за общим столом

Ключевые слова

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги

Статистика сайта

Новости Беларуси

Спецпроекты "Народнага слова"

 


БРЕНДЫ ПРИДВИНЬЯ: ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Большая семья

ВИЦЕБШЧЫНА ТУРЫСТЫЧНАЯ

 

 

 

 

 

Как Витебск украшали уновисты


Как Витебск украшали уновисты

2010 год насыщен событиями, посвященными 90-летию образования творческого объединения УНОВИС. За последние десять лет, когда стали доступны государственные и частные архивы, появилась возможность больше и достовернее узнать об этом уникальном художественном явлении, зародившемся в Витебске в начале XX века.
В последнее время появилось много публикаций на эту тему, к сожалению, не всегда достоверных. Например, что Марк Шагал получил мандат комиссара  по делам искусств в сентябре 1917 года. Получается, еще до революции. На самом деле дата выдачи этого документа – сентябрь 1918 года. Очень досадно читать такие публикации.
Наш центр современного искусства за годы своего существования накопил немало интересной информации о витебском периоде УНОВИСа. Эти материалы позволяют достаточно объективно изложить исторические факты, которые проливают свет на многие явления, повлиявшие на мировой процесс в искусстве, архитектуре, дизайне, полиграфии.
Накануне Праздника труда уместно напомнить, что ровно 90 лет назад – 1 мая 1920 года – уновисты приняли активное участие в праздничном украшении города. Стремление к яркому демонстративному празднику в Витебске проявилось  с первых дней утверждения революционной власти. Активная работа по художественному убранству Витебска начиналась с деятельности Марка Шагала. Эпизоды первых революционных праздников запечатлены на уникальных кадрах кинохроники. Торжественное празднование 1 мая запомнилось уже в 1919 году. В 1920-м за подготовку Дня солидарности трудящихся взялись Утвердители Нового Искусства, объединившиеся под лозунгом «Ничего старого – ни форм, ни жизни». Дата 1 мая вошла в историю УНОВИСа как реализация их революционных настроений и надежд на прогрессивное развитие нового искусства. У членов объединения во время осуществления программы социальных акций появилась реальная возможность влиять на культуру города. Об этом свидетельствует доклад  собрания художников Витебска об организации Совета утверждения новых форм искусства.  УНОВИС брал на себя ответственность за судьбу новой эстетики.
Эль Лисицкий пишет 4 апреля 1920 г. из Витебска в Москву Этингеру: «За эти полгода  в Витебске мы продвинулись на века, и Казимир Северинович (Малевич – В. К.) предстал предо мной планетой  системой природоестественной  силы и абсолютного  хода. Тут я увидел художника, прошедшего  через природу живописи к природе всего мира...».
Иван Гаврис  в «Альманахе УНОВИСа» зафиксировал такую дату: «25 апреля – работы по росписи  трибун ораторов Советской площади и трамваев к 1 мая». В статье «УНОВИС и его общественное творчество»,  размещенной в этом же альманахе, отмечено: «Наступил  первый май, и город  зацвел … Росписи кофеен и общественных столовых. Но тут дело оказалось не так легко. Пришлось ограничиться побелкой и кое-где сделать росписи. Общественное творчество УНОВИСа  растекается по стране, и соседний Смоленск уже обратился с рядом заказов для своих промышленных мастерских».
Для майского Всесоюзного  субботника  были сделаны: эскизы для росписи фасадов трех зданий, трамваев, агитпароходов художниками В. Ермолаевой, Н.  Коган, Эль Лисицким, И. Чашником, А. Цейтлиным. Эскизы трибун выполнили К. Малевич и Н. Суетин. Оформлены кафе, общественные столовые, магазины, читальные залы, библиотеки. Витебские трамваи становятся  передвижной выставкой  супрематических картин. По воспоминаниям В. Зейлерта, «художественные» трамваи  просуществовали в Витебске до 1925-1926 гг.
Цитата из книги Василия Ракитина: «Расписанные в супрематическом духе трамваи, супрематические вывески у входа в государственные учреждения, пожалуй, нигде такого не было. Этот мир был в первую очередь декоративным. Радостный мир красок и отвлеченных форм. Лошади не шарахались, местные комиссары поначалу тоже».
В журнале «Эрмитаж» за 1922 год писали: «…почти все знамена были сделаны уновистами, а город и большой театр  были украшены  в стиле супрематизма, рабочие устроили  овацию революционной группе Малевича».
Сохранились эскизы трибуны ораторов, сделанные К. Малевичем и Эль Лисицким.  На некоторых эскизах Малевича присутствуют лозунг: «Труд, знание и искусство – основы  коммунистического общества». Известен проект росписи стены столовой Губпродкома, выполненый Н. Суетиным, К. Малевичем. Позднее в книге К. Малевича «Супрематизм. 34 рисунка», изданной в Витебске 15 декабря 1920 года, изложено видение супрематического пространства: «Супрематический аппарат…будет единоцелым, без всяких креплений…нужно  найти только взаимоотношение между двумя телами, бегущими в пространстве».
Из газеты «День работников искусств» от 5 июля 1920 года:
«…На улицу, в гущу жизни, на Полоцкий рынок, на площадь Свободы врывается сорабисный автомобиль, агиттрамвай или агитповозка, и удивленные народы слушают серьезную музыку, песенки о черном и красном квадрате…»
Особого внимания заслуживает эскиз росписи здания, выполненный в 1920 году Н. Суетиным (на фото). Работа стала визитной карточкой  многих художественных изданий мира. Композиционные и цветовые решения этого произведения вызывают восхищение. Построение отвечает всем элементам,  которые вырвали супрематизм из статики. Динамическое восприятие линий основывается на изломанной оси. Образ создается из двух геометрических форм, их расположение создает эффект движения не только  трамвая, но и всего произведения.
«Человек как искра творческого начала в мироздании должен стать на путь истинного творчества, строить новый мир, новые его формы. Под таким флагом  работает и поныне УНОВИС и шлет свой призыв ко всем, кто  еще жив или хочет  быть живым, объединиться для коллективного творческого дела», – из декларации УНОВИСа.
…В 1999 году на здании по улице «Правды», 5а, где работали мастерские УНОВИСа, находившиеся в составе Витебского народного художественного училища (сегодня здесь частично разместился Центр современного искусства), открывалась памятная доска. Здания  близлежащих домов тогда решили украсить планшетами с супрематической символикой. Жители этих домов разделились  на два противоположных лагеря. Одни были за, другие против размещения супрематических знаков. Дискуссии развивались бурно. Мне запомнились слова 18-летней дочери художника Валерия Счастного Алеси: «Какие они были наивные в 20-е годы. Они хотели, что бы их понимали в начале века. Их в конце века не понимают». Действительно, до настоящего понимания  прорыва новых форм в искусстве, осуществленного членами УНОВИСа, нам еще очень далеко.
Радует то, что в последние годы в Витебске визуальная культура  стала заботой областных и городских властей. Многое зависит от позиции первых лиц, в частности, председателя облисполкома А. Косинца и председателя Витебского горисполкома В. Николайкина. В небытие уходят неказистые, наспех и бездумно сделанные вывески и рекламные щиты. Культура дизайнерских решений  выходит на новый уровень. И для Витебска это первостепенная задача. Сохранение традиций историко-культурного наследия во всей их полноте – задача всех, кто причастен к этому процессу.

Валентина Кириллова, директор музея «Витебский центр современного искусства».



1.05.2010

 

Новость посмотрели: 4117

 

Рейтинг материала:

 (голосов: 5)










 


Данная новость взята из рубрики: ПО ПОВОДУ




Похожие новости по теме :

 

Улица УНОВИСа


Витебск называют городом художников. Мастера кисти, конечно же, приняли активное участие в праздновании его дня рождения. «Улица УНОВИСа» – так называлась арт-акция, организованн ... Читать полностью...

КОМУ — «ГРАНД», А КОМУ — «ЛАПОТЬ»


Витебский Центр современного искусства к 90-летию УНОВИСа, которое отмечалось 14 февраля, учредил специальные награды: «УНОВИС гранд» и «УНОВИС лапоть». Их обладателями стали ... Читать полностью...

Директория новаторов на улице «Правды»


В минувший вторник в Витебске властвовала «Директория новаторов». Молодые люди в буденовках, девушки в кожанках и красных платках арестовывали всех, кто не принимал проуны (проекты утвержд ... Читать полностью...

СИЛЬНОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ


За тысячу с лишним лет своей истории немало взлетов и падений испытал наш город. Был он в свое время столицей могущественного княжества, был центром бурных религиозных страстей, предметом соперничес ... Читать полностью...

Слепов «поспорил» с Малевичем


Свою выставку в Художественном музее Витебска Александр Слепов назвал «Suprematism Man», предупредив тем самым, что в работах будут художественные цитаты из картин Казимира Малевича, ... Читать полностью...

Летопись витебской художественной школы


Неслучайно вернисаж на художественно-графическом факультете ВГУ, посвященный истории Витебского народного художественного училища, состоялся 28 января. Именно в этот день 94 года назад по иници ... Читать полностью...

ВИЛЕНСКАЯ ШКОЛА В ЛИЦАХ

ВИЛЕНСКАЯ ШКОЛА В ЛИЦАХ


В витебской ратуше открылась выставка под названием «Образ явления». На ней представлены работы художников Западной Беларуси, работавших в первой половине XX века, воспитанников так называемой ви ... Читать полностью...

«Стена» как вход в мир искусства


«Стена». Именно так назвал свою художественную галерею на улице Ленина в Витебске мастер кисти Николай Дундин. Почему «Стена»? У Николая на этот счет несколько объяснений. Ст ... Читать полностью...

ЖИВОПИСЬ ЛАТГАЛИИ


В выставочном зале витебского Центра современного искусства(ул. Белобородова, 5) открылась выставка Латгальского филиала Латвийской академии художеств. Впервые в нашем городе так широко представлено ... Читать полностью...