Зав. кафедрой А. Метелица, проректор Л. Зенькова, начальник центра поддержки и развития инновационной практики А. Мелихов, ст. преподаватель Е. Гречихо, методист Л. Виленчик.
Витебский областной институт развития образования (ИРО) – учреждение, аккумулирующее решение важнейших задач в развитии актуальных идей педагогической науки. Учителю-практику здесь помогают стать еще и проектировщиком, исследователем, методистом. Реализуется это не только в процессе повышения квалификации кадров.
Как рассказала ректор кандидат педагогических наук Людмила Слепцова, особое внимание уделяется научно-методическому сопровождению педагогических инициатив. Институт – стабильный лидер на республиканских выставках научно-методической и учебно-методической литературы. За последние два года получили гриф Министерства образования и были изданы для использования педагогами страны восемь пособий, подготовленных сотрудниками Витебского областного ИРО.
В 2010-м институт сертифицирован как участник белорусско-немецкого проекта – партнерской сети «Местная повестка-21» – и стал координатором его реализации в областной системе образования. Этот инновационный проект способствует взаимовыгодному сотрудничеству по предупреждению и ликвидации актуальных школьных проблем.
Апробации менеджмента воспитания посвящено межрегиональное исследование ИРО и Псковского областного института повышения квалификации. В исследовательском коллективе – ученые, педагоги, научно-методические работники 18 учреждений образования Витебщины и более 10 областей Российской Федерации. Презентация наработок состоялась на научно-практической конференции в Костромском институте повышения квалификации. Ряд материалов белорусских исследователей был опубликован в российских журналах «Воспитательная работа в школе» и «Классный руководитель».
Солидным томом изданы материалы межрегиональной научно-практической конференции, которая посвящалась выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Ведь около 30 тысяч школьников Витебщины ежегодно участвуют в 15 дистанционных олимпиадах и конкурсах по различным предметам. В минувшем учебном году юные исследователи области получили 80 дипломов на мероприятиях международного уровня. Плодотворно работают более трехсот ученических научных обществ. Такое же число научно-исследовательских проектов было представлено на заочный этап областного конкурса, недавно проведенный ИРО среди учащихся совместно с ВГУ им. П. Машерова. В феврале состоится очный этап. По его итогам лучшее будет предложено на аналогичный республиканский конкурс.
И все это находит отражение в научных статьях, докладах и тезисах республиканских и международных научно-практических конференций, на которых выступают сотрудники института. Более 60 таких докладов было представлено в минувшем году на мероприятиях, где опыт работы Витебского областного ИРО имел положительный резонанс.
Внедрение результатов научных исследований в массовую педагогическую практику – основная цель инновационной деятельности. В системе образования Витебщины она осуществляется на республиканском и областном уровнях (создано 128 исследовательских, экспериментальных, инновационных площадок) и охватывает управленческое звено, дошкольное, общее среднее и специальное образование, воспитательную сферу. Приоритеты обусловлены необходимостью разработки и апробации новых моделей общеобразовательных учреждений, качественного научно-методического обеспечения 11-летнего школьного курса и т. д.
Неуклонно наращивается научный потенциал и в самом коллективе института. Среди 65 его сотрудников – 16 кандидатов наук, доцентов, один магистр педагогических наук и один магистрант, трое – аспиранты Академии последипломного образования. В нынешнем году еще три сотрудника будут защищать кандидатские диссертации. Этому в немалой степени способствуют материально-техническая база института, тесное сотрудничество с вузами области, научно-исследовательскими учреждениями страны, управлением образования облисполкома.