Около миллиарда людей в мире носят очки. А в развитых странах близорукость у каждого четвертого. Но особо беспокоит то, что растет количество деток с врожденными или приобретенными нарушениями органа зрения. Впоследствии эти болезни могут привести к инвалидности. Как одно из решений этой проблемы – создание на базе общеобразовательных учреждений специальных групп для занятий с такой категорией детей. В Витебске они есть в детских яслях-саду №96.
Этот сад – единственный в Витебске, где созданы условия для воспитания детей с нарушениями органа зрения. Первая специальная группа появилась 22 года назад, а сейчас сад посещают 44 ребенка.
«Санаторно-реабилитационный центр социализации ребенка» – так называет ясли-садик заведующая педиатрическим отделением центральной детской поликлиники Людмила Карлова.
В первой половине дня по полчаса дети получают восстанавливающие процедуры в кабинете аппаратного лечения. Каких только приборов здесь нет! Большой безрефлексный офтальмоскоп, светодиодный ретинальный стимулятор, амблиостимулятор «Аист»... Малыши усаживаются за нужный, только вот высидеть положенное время им бывает сложно. Чтобы лечение сделать более интересным, деткам специально включают сказки, озвученные актерами. На игровой основе построены специальные компьютерные лечебные программы. Даже разноцветная улитка из электрической гирлянды используется как тренажер для глаз. Кроме того, создает веселую атмосферу. «А без такого настроя нельзя работать с детьми, – замечает заведующая яслями-садом Алла Дубовик. – Лечение мы проводим играя. Дети постоянно находятся под наблюдением врача-окулиста, а медсестра ежедневно проводит с ними лечебные процедуры. Таким образом, родителям не приходится тратить время на посещение амбулаторий и томительное ожидание начала процедур в очередях».
Всего за год проведено около 27 тысяч процедур. Причем за них родители не платят. А результаты заметны – эффективность оценена специалистами в 72-78%. Велик и процент выздоровевших – от 12 до 18. Во многом такие показатели достигаются благодаря работе высококлассных специалистов. В частности, окулиста садика Нины Гурарий, которая занимается с детками уже 34 года.
Съезжаются сюда родители с малышами со всего города, даже из поселков Октябрьский и Мазолово. Направление получают только самые «тяжелые» малыши. Основные показания – косоглазие, амблиопия высокой степени, близорукость, дальнозоркость, ретинопатия недоношенных, врожденные аномалии глаз, слабовидение и слепота. Прием детей в специальную группу яслей-сада ведется на основании заключения специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Витебска.
Каков он, мир на ощупь
У одного из воспитанников глубокая зрительная патология.«Но он талант!» – говорят об обаятельном ребенке Алла Дубовик и воспитатели сада. Природа забрала зрение, но щедро наградила мальчика музыкальными способностями, прекрасной памятью. Он может дословно воспроизвести текст впервые услышанной песни. А глаза заменяют руки.
Именно для него в саду сделаны специальные выпуклые указатели на всем, с чем приходится контактировать: кнопочки на перилах лестницы, муляжи ножа и ложки на обеденном столе, цветочки на стенках, обозначающие место для полотенца, плюшевая игрушка на кровати – целая сигнальная система.
Пока что мир на ощупь довольно доброжелателен для мальчика. И дети относятся к нему только дружелюбно. По садику сопровождает подружка. У нее самой нарушено цветовосприятие, но друга она опекает, как может.
Вообще, эти детки ничем другим не отличаются от остальных. Даже занятия танцами есть в образовательной программе. О том, что у малышей нарушено зрение, напоминают только повязки на глазах.
Большую работу с ними проводит учитель-дефектолог, который по специальной методике подготавливает к восприятию материала, участию в разных видах деятельности.
Что дальше?
Получив дошкольное образование, некоторые из слабовидящих детей продолжают обучение в специальной Шкловской школе-интернате. Остальные садятся за парты общеобразовательных школ или гимназий и обучаются по тем же самым программам, что и обычные дети.
Как выявляются нарушения
Зрение проверяется у деток сразу после рождения. Далее – в годовалом возрасте, при комплексном профобследовании, в детском саду, школе.
Мониторинг состояния здоровья детей проводится раз в полгода и находится под постоянным контролем управления здравоохранения облисполкома. Как говорит, ссылаясь на последние данные, Л. Карлова, 3,5% пяти-шестилетних детей нашей области страдают нарушением зрения, младших школьников с такими проблемами больше 16%, подростков – 21%.
Отчего ухудшается зрение
Комфортная жизнь и, как следствие, гиподинамия – одна из основных причин нарушений органа зрения.
На втором месте среди причин – несбалансированное питание. В детском рационе обязательно должны быть морковь, черника, красный сладкий перец, шпинат, кукуруза, в большом количестве рыба и цитрусовые. Полезно также употреблять разнообразные витаминные комплексы.
Еще одной важной причиной являются чрезмерные зрительные нагрузки – долгое нахождение перед телевизором, компьютером, неправильное положение ребенка во время рисования, чтения или письма.
Большую нагрузку испытывают глаза при инфекционных заболеваниях. Например, при воспалении аденоидов, хроническом бронхите, гриппе. Кстати, если ребенок часто жалуется на головные боли, это тоже повод проверить зрение, так как глаз – часть мозга, которая выходит на периферию. Влияет на зрение и недосыпание. И, конечно, наследственная предрасположенность.