Госпожа Белладонна, хозяйка поросенка Фунтика из одноименного мультфильма, говаривала: «Обожаю детишек, которые просят: «Хочу то, хочу это!». Дети плачут, а родители платят! Каждая детская слезинка – это монета». В общем-то мультипликационная миллионерша права. Многие родители потакают любому капризу своего малыша, приобретая игрушки, сладости и обновки по первому его требованию. Так ли это действенно в век демократичного воспитания или же стоит бороться с данным явлением? Попробуем разобраться.
«Купите мне это немедленно!»
В отношениях «ребенок – деньги» больше вопросов, чем ответов. Главный из них – когда начинать посвящать чадо в финансовые вопросы семьи. И хотя многие педагоги и психологи утверждают, что не нужно торопиться, ибо дети в раннем возрасте еще не могут постичь сути и предназначения денег, затягивать с этим все же не стоит. Конечно, не следует пространно объяснять, для чего вообще необходимы банкноты. Стоимость, цены, кризис – для них это пустой звук. Лучше рассказать, что можно приобрести на деньги, как они появляются в семье, почему невозможно купить всё и сразу и так далее.
Помню, когда моей малышке было примерно два с половиной, она в магазине попросила что-то вкусненькое, но дорогое. Я педагогично (как могла) ответила, что у меня нет нужной суммы и что по возможности куплю ей желаемое позже. Здесь очень важно выполнить свое обещание, иначе малыш больше никогда вам не поверит. Не можете купить – ничего не обещайте. Ребенок устроил истерику прямо в магазине? Не паникуйте – это тест на устойчивость. Если мама или папа сдались, то чадо в дальнейшем будет манипулировать ими аналогичным образом. Если нет – будет искать компромисс.
Моя подруга Ольга на определенном этапе попробовала таким способом приучить дочь к понятию купли-продажи. Когда она с Ульяной приходила в магазин, то давала девочке деньги (5 или 10 тысяч) и предлагала самостоятельно купить то, что приглянется. Пока 4-летняя покупательница расплачивалась на кассе, ее мама стояла неподалеку: доплатить, если не хватит, забрать сдачу, если забудет. Что получится из этого, покажет время. Но я уже взяла такую хитрость на вооружение.
На школьную булочку
Вторую проблему можно обозначить в двух словах – карманные деньги. В каком возрасте начинать снабжать ребенка, с какой целью, сколько давать с собой, контролировать ли траты и прочее – многие вопросы остаются неразрешенными. Можно позаимствовать опыт других поколений или использовать практику зарубежных семей. Например, мои знакомые из Туниса рассказали, что у них дети получают карманные примерно с 12 лет. И это не просто мода, а необходимость. Школьники покупают себе еду и напитки. Правда, бывают случаи, когда «детская зарплата» идет на сигареты. Особенно этим грешат подростки. Возрастной кризис тинейджеров еще никто не отменял, так что кому-то придется просто пережить его. Методы воздействия здесь могут быть разными, хоть и не всегда одинаково эффективными. Воспитательной «панацеи» нет, каждый решает для себя, как отучать младшее поколение от пагубной привычки. Можно строго контролировать траты, давать меньше, чтобы не хватало на постороннее, и при этом неумолимо терять доверие чада, а можно научить расставлять приоритеты как в отношении денег, так и здоровья. В любом случае следует учитывать характер ребенка, знать его сильные и слабые стороны, чтобы уметь правильно и вовремя помочь.
Многие родители считают, что карманными нужно поощрять ребенка за достижения и исполнение его прямых обязанностей. Это краеугольный камень, о который часто набивают шишки. В том же Тунисе деньги для ребенка – это стимул лучше учиться. Если успеваемость отпрыска падает, сумма выданной «зарплаты» пропорционально уменьшается. Лишением карманных не наказывают, они, повторюсь, – данность и необходимость.
У нас для некоторых детей наличие кругленькой суммы в кошельке – способ козырнуть, возвыситься в глазах сверстников. Как правило, это приходит из семьи, где высшей ценностью являются деньги. Увы, с этим не всегда можно бороться, так как родители изначально своим примером ограничивают выбор ребенка: подражая старшим, он переносит их отношение к деньгам в свою жизнь. И оно не всегда бывает правильным.
«Значит, я так дорого стою?»
Данный вопрос интересует не одно поколение детей. Если всё в этом мире продается, имеет свой номинал, то и они тоже чего-то да стоят. Часто малыши провоцируют родителей, чтобы узнать, насколько их любят, назвать эквивалентную им цену. «Сто тыщ мильонов» – звучит внушительно, но это деньги, а не равная замена ребенку. Любовь родителей, как и само дитя, купить невозможно. Это разные понятия и не объединяйте их! В лучшем случае ребенок попросит побольше карманных из его общей стоимости. В худшем – навсегда запомнит, что деньги превыше всего: душевной теплоты, нежности, заботы…
Хочу, могу, надо
Когда ребенок получает карманные и учится их тратить, он неизбежно проходит стадию несоответствия финансовых возможностей своим желаниям. «Легкие» деньги тратятся легко, необдуманно, стихийно. Пока не заканчиваются. И тогда ребенок начинает выпрашивать еще, еще и еще. На данном этапе нужно расставить точки над «i». Дайте ему определенную сумму на конкретный срок, поясните, что это все, чем он может располагать в ближайшее время (неделю, месяц), и вы сразу заметите, как изменится его отношение к вещам. Конечно, вы можете придумать бонусы за выполнение сыном или дочерью каких-то дополнительных обязанностей (сюда не должны входить уборка детской комнаты, это святая и совершенно безвозмездная обязанность чада). Но в общем следует быть твердым и последовательным. Повышение суммы карманных денег обсуждайте не только с супругом или супругой, но и с ребенком: ему нужно знать, чем он обязан и за что получает такую прибавку. То же и в отношении понижения «ставки». Если семья испытывает финансовые трудности, то все домочадцы должны понимать, разделять их. Ребенок не согласен с этим? Что ж, предоставьте ему право самостоятельно заработать. Пусть лично убедится, как достаются деньги.
Кстати, если ваш ребенок подработал, чтобы, например, приобрести какую-то вещь для себя, или же сэкономил достаточно большую сумму карманных, не забирайте его «кровные». Или хотя бы не все. Один мой друг поведал, как его сын смог накопить на резиновую лодку (а это немалые деньги!). Их семья в тот момент была в финансовом затруднении – кредиты, долги. Но мудрый отец не стал отнимать у сына мечту, лодку купили. Трудности пережили. Зрелое, взвешенное, правильное решение возымело свой результат: взаимопонимание между сыном и отцом только улучшилось, а значит, и в дальнейшем проблем в этой семье, скорее всего, не будет.
Итак, к чему бы вы ни пришли, решили вы назначить ребенку так называемую зарплату или нет, помните, что всё можно использовать в воспитательных целях. Развить предприимчивость? Конечно! Просто найдите свой путь и способ. Мы опасаемся многого, но не забывайте, что ваши страхи войдут и в жизнь ваших детей. Поэтому не бойтесь доверять. Доверие за деньги не купишь.