Умиротворяющий шум зеленых дубрав, торжественное величие сосновых боров, плеск речной воды, ликующий гомон птиц, «вокализы» лягушек, деловитая суета домовитых бобров… Если в наше время что-то может приворожить человека, так это первозданная природа. Ее эталоном по праву считается Березинский биосферный заповедник.
Иностранных и отечественных натуралистов, туристов условия проживания до недавнего времени мало устраивали. К началу этого сезона ситуация заметно изменилась. Завершается строительство туристического комплекса с искусственным водоемом и водопадом, теннисными кортами, деревянными домиками под черепичной крышей на берегу озера.
Специалисты заповедника продумывают новые экологические маршруты – пешие, водные, велосипедные. Среди них есть особый, по которому туристов будут водить с закрытыми глазами и босиком – для полноты ощущений при прогулке по тропе, выложенной камнями, шишками, корой деревьев.
По словам заместителя директора заповедника по научно-исследовательской работе Валерия Ивковича, экологические маршруты особенно ценят иностранцы, в том числе орнитологи. Их интерес вполне понятен – в нетронутых цивилизацией местах насчитывается 230 видов птиц. Недавно здесь принимали корреспондентов агентства Рейтер, которые снимали токование тетеревов.
В заповеднике также побывали специалисты лесного хозяйства из Франции, которых интересуют естественные леса. Домжерицы – центр «эталона природы» – посетили и студенты из Германии (22 человека), изучающие сфагновые, низинные и переходные болота.
Нина Лукьянова, «НС».
УГОРЬ — НЕ ПРИШЕЛЕЦ. АБОРИГЕН

Республиканской программой развития рыбной отрасли Беларуси в национальном парке «Браславские озера» предусмотрено строительство инкубационного цеха аборигенных видов рыб,
в том числе первого в стране – по подращиванию европейского угря для зарыбления им водоемов.
Сейчас готовится проектно-сметная документация, цехи планируется разместить на месте бывшего Браславского рыбзавода, на берегу озера Дривяты. Здесь будут созданы маточные стада, поэтому не придется покупать мальков, личинок в других рыбхозах, в том числе и за границей.
Одна из основных целей государственной программы – восстановление всех видов рыб, которые издавна водились в Беларуси. Как рассказал ведущий специалист нацпарка Юрий Полуцкий, на каждый водоем «Браславских озер» есть научный паспорт, где указано: сколько и какой рыбы должно «проживать», сколько можно ловить, а сколько оставлять для поддержания природного баланса и т. д. К сожалению, естественным путем воспроизводство некоторых видов рыбы не происходит. Поэтому периодически приходится запускать в водоемы мальков и личинок. Касается это и угря.
Прежде озерная «змея» попадала к нам из Саргассова моря. Но после возведения плотин на реках Балтийского бассейна личинки угря перестали достигать белорусских рек и озер. Чтобы сохранить этот ценный вид рыб, приходится периодически (раз в 5-7 лет) зарыблять водоемы. Делали это и в прошлом году.
Государство тратит немалые средства на покупку мальков, поэтому на промысловый лов угря требуется специальное разрешение Министерства природы. А рыбаки-любители, если им попадется эта рыба, обязаны ее выпускать. Любительский лов угря категорически запрещен.
– Это рыбаки должны знать как «Отче наш», – говорит Юрий Полуцкий, – как и то, что необходимо отпускать и мелкого судака, ряпушку. Для нарушителей запрета предусмотрены большие штрафы.
В последнее время уже есть немало любителей, которые без сожаления расстаются с пойманной рыбой. Фотографируются на фоне крупного экземпляра и отпускают добычу обратно в водоем. Но все же большинство приезжает на Браславские озера за уловом. Платят небольшие суммы и ждут клева. А с прошлого года в национальном парке появились специальные места, где улов гарантирован. Правда, чтобы туда попасть, надо заплатить 30 тысяч рублей, а унести с собой можно только 5 килограммов рыбы. Остальную придется отпустить. А то, что улов будет большой, рыбоводы гарантируют, для этого они специально запустили в пруд большого карпа.
Новый вид платного любительского рыболовства вызвал интерес у тех, кто получает удовольствие от клева. Но настоящие рыбаки предпочитают добыть сазана, щуку, судака или белого амура в естественных водоемах. Для этого нужно большое умение и удача.
Для специалистов же национального парка главное, чтобы в озерах была рыба. Каждый вид имеет свою ценность. Например, тот же угорь. По мнению Юрия Полуцкого, эта рыба достаточно жирная, да и способов ее приготовления не так много. Самый применяемый – копчение. Во всем мире больше ценится диетическая рыба, например, судак. В Америке, к слову, карп считается сорным видом. Но угорь остается самой дорогой озерной рыбой. Его рыночная цена достигает 10 евро за килограмм, а в копченом виде – в три-четыре раза дороже. Так что на деликатесной змеевидной обитательнице озер можно зарабатывать.
Пока же промысловый лов угря на Браславщине не такой большой. И озерная змея крайне редко появляется на прилавках рыбных магазинов. Вот уже два года местный консервный цех республиканского предприятия «Белрыба» не выпускает «Угря в желе». Не найдешь копченого угря даже в Браславе.
Возможно, ситуация изменится, когда пройдет некоторое время после прошлогоднего зарыбления. Большие надежды возлагаются и на строительство угреводного цеха, который рассчитан на производство 50 тонн рыбы в год. В ближайшее время, по словам Юрия Полуцкого, попробовать копченого угря можно будет в специализированном магазине и ресторанах национального парка.
Татьяна Пастернак, «НС».
ЧТО МОЖНО СТРОИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ПОЛОСЕ
«Разъясните, пожалуйста, можно ли на берегу озера
построить лодочный причал и мост для купания. Что вообще разрешено размещать в пределах прибрежной полосы?».
С таким вопросом обратился лепельчанин А. Готовский.
Консультацию дает главный специалист отдела экологической экспертизы облкомитета природных ресурсов Татьяна Глущенко:
– Согласно ст.77 Водного кодекса Республики Беларусь в границах прибрежных полос допускаются строительство и реконструкция: сооружений, предназначенных для благоустройства пляжей и других зон отдыха (биотуалеты, мостки для купания и ловли рыбы, навесы и им подобные объекты); домов отдыха, санаториев, детских оздоровительных лагерей, спортивных и туристических комплексов, в т.ч. для агро- и экотуризма; спасательных станций; малых архитектурных форм (беседки, качели и другие подобные объекты, предназначенные для благоустройства прибрежных полос), а также размещение контейнеров и урн для сбора отходов; сооружений для хранения маломерных судов и других плавательных средств в пределах отведенных мест; мостовых переходов; пунктов гидрометеорологических наблюдений и иных объектов, определяемых Советом Министров по согласованию с Президентом.
Кроме того, в границах прибрежных полос допускается размещение пасек без капитальных строений, а также работ, связанных с укреплением берегов водных объектов.
Размещение этих объектов возможно в пределах отведенных для этих целей мест, определяемых местной властью. Для этого заказчику необходимо подать заявку в местный исполком, а также заявку о намерениях в районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды.
КТО ЗАГРЯЗНЯЕТ ВОДУ?
Ежегодно из республиканского фонда охраны природы выделяются большие средства для предотвращения загрязнения рек и озер навозными стоками от животноводческих комплексов и ферм. В 2007 году на это было израсходовано 5,35 млрд., в прошлом году – 5,47 млрд. рублей.
О том, какая работа ведется по улучшению состояния водных объектов, рассказывает начальник отдела госконтроля за использованием и охраной водных ресурсов Татьяна Брилевская:
– В апреле совместно с органами прокуратуры и Витебской инспекцией охраны животного и растительного мира были проведены проверки соблюдения водного законодательства сельхозпредприятиями. Серьезные нарушения выявлены в Городокском, Полоцком, Шумилинском, Толочинском и других районах. В Толочинском, например, навозные ручьи бежали в водоемы от семи животноводческих объектов.
Еще одна проблема – стоки молокоперерабатывающих предприятий. Без предварительной очистки и нейтрализации они идут в сети коммунальной канализации и негативно влияют на работу очистных сооружений населенных пунктов. В нашей области 8 молокоперерабатывающих предприятий и 9 их филиалов. За период с 1 января по 1 мая этого года образовалось 58770 тонн сыворотки, а переработано всего 1884 тонны (3,2%). Всем выданы предписания принять меры по недопущению сброса стоков в сети канализации и окружающую среду.
– Как сейчас контролируются водоохранные зоны и прибрежные полосы?
– Постоянно проверяется режим их содержания, особенно при наличии вблизи животноводческих объектов, кладбищ, складов для хранения нефти и нефтепродуктов, садоводческих товариществ. Нарушения происходят в основном из-за несвоевременной вывозки органики, скопления на прифермских территориях остатков кормов, промышленно-бытовых отходов. Виновных привлекаем к административной ответственности. За прошлый год, например, облкомитетом природных ресурсов по фактам нарушения водного законодательства составлено 968 протоколов, наложено 892 штрафа на сумму около 135 млн. рублей, предъявлено 47 исковых претензий на сумму 4990,5 млн. рублей.
– Готовы ли к сезону отдыха населения наши водоемы?
– В хорошем состоянии сейчас 176 зон массового отдыха, расположенных в границах прибрежных полос. Есть подъездные дороги, установлены контейнеры для сбора мусора, оборудованы спортивные площадки. В этом году по плану должны быть благоустроены 222 зоны отдыха. Прибрежные полосы водоемов очищены от мусора: вывезено его около 500 кубических метров.
Но состояние некоторых водоемов вызывает тревогу. Наибольшую антропогенную нагрузку испытывают те из них, которые расположены в крупных населенных пунктах. К ним относятся озера Великое и Кагальное (в Глубоком), Лукомское, Миорское, Россоны и другие.
– Когда и где будут строиться на Витебщине ГЭС?
– Гидроэнергетический потенциал используется пока незначительно. Самые благоприятные условия для строительства ГЭС есть на притоках Днепра и в бассейне Западной Двины. Разработан проект Полоцкой ГЭС (23 МВт) на Двине. Строительство ее планируется начать в этом году и закончить в 2011-м.
Вера Степанищева, «НС».
«ЭКОНОМИКА СТОЛКНУЛАСЬ С ЭКОЛОГИЕЙ»
На опубликованный под таким заголовком материал редакция «НС» получила ответ за подписью главного государственного санитарного врача области Олега Бончака. В нем сообщается, что для оценки ситуации на место выезжала комиссия в составе специалистов областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Браславского районного центра гигиены и эпидемиологии, райветстанции, районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Установлено, что в результате производственной деятельности колбасного цеха предприятия «Браславский коопзаготпром» образовалось значительное количество вторичного сырья (кости животных), которое хранится на складе, расположенном вблизи д. Зарачье. Использование этих помещений для хранения костей с вет- и санэпидслужбами согласовано не было. Санитарное состояние склада неудовлетворительное, поэтому хранение костей животных в нем запрещено. Директор Браславского коопзаготпрома за допущенное нарушение оштрафован.
Сейчас санэпидслужбой проводятся аналогичные проверки во всех районах области.
Вроде бы решение найдено – использование склада запрещено. Но за что оштрафовали на 175 тысяч рублей директора коопзаготпрома Владимира Наумова? Ведь именно он поставил вопрос о ликвидации склада, прекрасно понимая, чем это чревато.
К сожалению, в письме ничего не говорится и о том, когда кости будут вывезены и утилизированы. А без этого никакие санкции не помогут решить проблему. Редакция сообщит, чем все же закончится эта история по существу.
Олег Крупица, «НС».
УСТАНОВЛЕН ОСОБЫЙ РЕЖИМ ОХОТЫ НА КАБАНОВ
В нашей газете 23 апреля этого года был опубликован материал «Допекли кабаны сельчан». В нем рассказывалось о проблемах, с которыми столкнулись жители и сельхозпредприятия западных районов области в связи с ростом поголовья диких кабанов. Животные совершают набеги на поля, уничтожают посевы. Ущерб, нанесенный только сельхозугодьям Браславского района, в прошлом году составил более 1 млрд. рублей. Редакция получила ответ на публикацию из Министерства лесного хозяйства Беларуси.
В нем, в частности, говорится, что в настоящее время Минлесхозом подготовлен проект Указа «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. №580», которым предусматривается изменение сроков летне-осеннего сезона охоты на кабанов (предлагается перенести начало с 15 мая на 1 мая) и введение дополнительного сезона охоты на кабана до 2 лет с 1 февраля до 30 апреля.
Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2007 года №1064 местным исполнительным и распорядительным органам дано право вводить особый режим охоты на диких кабанов в случаях, когда животные наносят ощутимый ущерб, уничтожая или повреждая сельскохозяйственные культуры. Что и сделал Браславский районный исполнительный комитет своим решением от 30 апреля 2009 года. Этот режим действует с 5 мая нынешнего года по 31 января следующего.
Также в соответствии с поручением Совета Министров министерствами лесного хозяйства и природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Национальной академией наук разработана система мер по регулированию численности поголовья диких кабанов в Беларуси. После утверждения она будет доведена до всех пользователей охотничьих угодий.
Остается надеяться, что принятые и запланированные меры окажутся действенными и ситуацию в районе удастся сбалансировать.