В публикации «Без квартиры, с малышами-инвалидами на руках…» («Народнае слова» за 1 ноября) наш собственный корреспондент в Орше Ольга Шутова рассказала о тяжелейших условиях жизни молодой семьи Татьяны и Евгения Медведских. Счастье в самом начале их семейной жизни сменилось беспросветным горем – их сыновья-двойняшки родились недоношенными. Врачи их спасли, но малыши от рождения инвалиды. Жить молодой учительнице городской школы Татьяне
и бывшему мастеру производственного обучения Высокского ГПТУ-166 Евгению теперь приходится в доме родителей в деревне Клюковка Оршанского района. Там нет никаких условий для незрячих от рождения малышей. Затруднено из-за удаленности от города оказание им в полном объеме медицинской помощи. Нет у Медведских, как выяснилось, и никаких перспектив на улучшение жилищных условий.
Рассказав об этой семье, наша газета, как и положено в соответствии с Указом Президента №630 от 05.12.97 г. «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ» направила материал для ответа в Оршанский горисполком, центральную поликлинику города. Ведь должны же местные власти в череде забот обо всем своем населении сразу обратить более пристальное внимание на жизнь конкретного человека! И чем можно ему помочь.
Публикация в «Народным слове» привлекла внимание помощника Президента – главного инспектора по Витебской области Виктора Пилипца. Разобраться по существу он поручил первому заместителю председателя облисполкома Владимиру Новацкому. Нам, конечно же, такое внимание к проблемам конкретных людей высокого должностного лица было очень кстати. Стали ждать реагирования из Орши.
Прошел положенный месяц, но ответов на свое критическое выступление газета не получила. Мы люди не гордые, стали звонить своим адресатам, спрашивать, в чем дело. И в Оршанском горисполкоме, и в учреждении здравоохранения «Оршанская центральная поликлиника» 3 декабря сообщили, что ответы в адрес «Народнага слова» выслали еще 24 ноября. Чтобы не обвинять в плохой работе почту, мы не стали выяснять, где же затерялись ожидаемые письма. И попросили передать в редакцию копии посланных ответов по факсу. Здесь-то и выяснилось, что Оршанский горисполком высылал свой ответ в адрес областного исполнительного комитета, «Народнае слова» среди его получателей не значится. А вот поликлиника реагировала именно на наше выступление. Почему письмо не дошло?
Но даже не этот витиеватый «путь» ответа нас обескуражил. Главное, чтобы суть в нем была, конкретный вариант помощи людям в их безвыходном положении. Однако на почти четырех страницах текста ни одного слова на сей счет не было. Зачем горисполкому в подробностях описывать сложившуюся ситуацию, если она детально уже была изложена в нашей публикации. А именно, что зарегистрированы (прописаны) Медведские в частном доме в Орше, что сейчас живут в доме матери Татьяны в Клюковке. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семья из 4-х человек поставлена 13 февраля 2007 года. На тот момент прав на получение социального жилья Медведские не имели, поскольку их совокупный доход на члена семьи был 200071 рубль при утвержденном правительством бюджете прожиточного минимума в размере 170500 рублей.
Впоследствии, с 7 августа 2008 года, семья Медведских была все же в эту очередь включена, ведь ее доход уже стал ниже нового размера БПМ. Горисполком поставил их и в список имеющих право на внеочередное получение льготного кредита для строительства жилья.
Предоставить Медведским квартиру социального пользования, а на 1 ноября в этой очереди числились 322 человека, судя по ответу, горисполком никак не может. Выделять ее вне очереди семье, где имеются два ребенка-инвалида, не позволяет закон (такое право имеют только инвалиды 1-2 группы, воины-интернационалисты, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, больные активной формой туберкулеза, инвалиды ЧАЭС, дети-сироты и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей). Татьяна Медведская в списке очередников на социальное жилье значится под №95. Перед ней на учете нуждающихся состоят еще восемь семей, воспитывающих детей-инвалидов. И все они, как говорится в ответе, проживают в крайне стесненных условиях. Как правило, это разведенные женщины, вынужденные без мужской помощи нести родительский крест и заботиться о детях-инвалидах…
Так что городская власть полностью расписалась в своем бессилии хоть чем-то помочь конкретному человеку. В связи с тем, надо полагать, что таких несчастных на ее попечении очень много.Когда такой ответ поступил в адрес облисполкома, специалисты комитета по труду, занятости и социальной защите просто ужаснулись его беспомощности и формальности. Стали звонить в Оршу, увещевать тамошних ответственных работников. И только, видимо, после этого представители местной соцзащиты и медицины, а было это уже 1 декабря, спустя месяц после публикации, выехали в Клюковку, навестили семью Медведских. О результатах выезда заместитель председателя Оршанского горисполкома Иван Хурбатов в тот же день в дополнение к ответу от 24 ноября информировал областной комитет по труду, занятости и социальной защите, что «в настоящее время у семьи Медведских нет вопросов ни к медработникам, ни к органам соцзащиты. Оказать ей адресную социальную помощь не представляется возможным, поскольку доходы превышают бюджет прожиточного минимума. Родителям детей-инвалидов предложено обратиться с заявлениями за разовой материальной помощью в горисполком и управление соцзащиты. От помощи в трудоустройстве Е. Медведский отказался. А вопрос об улучшении жилищных условий этой семьи будет рассмотрен на ближайшем заседании горисполкома. О принятом решении будет сообщено дополнительно». Это реагирование на конкретную ситуацию конкретного человека, в котором есть хотя бы попытка не просто отписаться, а поискать решение проблемы (никто не говорит, что оно лежит на поверхности) появилось, повторимся, только после нажима вышестоящего органа управления.
Обескураживающую нестыковку обнаружили мы в ответе, адресованном, в отличие от первого случая, редакции «Народнага слова» за подписью заместителя главврача Оршанской центральной поликлиники Л. Чергейко. В нем перечислены все виды лечения, которые получали малыши-инвалиды Богдан и Олег начиная с трехмесячного возраста. Медики отреагировали на высказанную в газете жалобу матери детей о том, что у нее нет возможности попасть ко всем специалистам детской поликлиники вне очереди. Теперь Татьяне Медведской для этого выдан специальный талон. Из-за отсутствия в детской поликлинике врача-ортопеда детей направляют на прием во взрослую поликлинику.А еще, обратите внимание на даты, в ответе, датированном 24 ноября, сказано, что «28 ноября дети проконсультированы в областной клинической больнице. Олегу Медведскому назначена плановая госпитализация в
7-е отделение, где будет подобрана ортопедическая обувь. А 1 декабря дети осмотрены на дому замглавврача по детству А. Чергейко, согласованы вопросы по их дальнейшему диспансерному наблюдению. Замечаний по медицинскому обслуживанию у родителей нет».
Вот такая получилась история «реагирования» на газетную публикацию. Чего в ней больше? Черствости, невнимательности к действительно тяжелейшей беде молодой семьи, которую надо поддержать в горе, помочь собрать силы для дальнейшей борьбы за детей, за себя, или это полная капитуляция людей, наделенных служебными полномочиями искать пути решения даже самой сложной проблемы, даже несмотря на то, что таких страждущих у них много?
P.S. Как нам стало известно, первый заместитель председателя облисполкома В. Новацкий поставил на контроль до 10.01.2009 г. исполнение обещания Оршанского горисполкома рассмотреть вопрос улучшения жилищных условий семьи Медведских на своем ближайшем заседании.
Вера Мурашкина, «НС».