Л. Навроцкая, Т. Мойсеня, С. Овчинников, Л. Трубецкая, Е. Царикова.
Какие театральные профессии вы знаете? Спросите об этом зрителей, и они наверняка назовут актеров, режиссеров, билетеров, осветителей… И лишь немногие вспомнят о бутафорах – закулисных мастерах театра. В переводе с итальянского бутафория – это подделка. Бутафорские предметы возникли вместе с самим театром. Но свое название получили благодаря комедии дель арте, где широко употреблялись вместо настоящих вещей.
В художественно-постановочном цехе Белорусского театра «Лялька» работают художники-модельеры, художники-скульпторы и художники-конструкторы. Их трудом появляется на свет очередная кукла, а еще множество разного реквизита – бутафории. Правда, последняя, в отличие от изготовления кукол, составляет меньшую часть их работы.
– Все наши мастера окончили различные учебные заведения, получили специальности. А в театре освоили непосредственно ремесло изготовления кукол, – говорит директор «Лялькі» Лариса Чупахина.
Например, Татьяна Мойсеня когда-то работала в ателье – расшивала подвенечные наряды бисером, одевала невест… В театр выпускница Витебского профессионально-технического колледжа №19 пришла по объявлению и задержалась на… десять лет. Сегодня она – художник-модельер по куклам.
– У искусства «кукольной подделки» есть своя специфика, особый смысл. Сделанные предметы не обязательно должны быть как настоящие, даже наоборот, – Татьяна показывает мне ярко-желтую бочку из поролона.
Она уверена: образование в их работе – не главное, важнее то, что внутри. И этому не научишься на лекциях. Собеседница рассказала, как, наряжая кукол вместе с дочкой Мариной, ловила себя на мысли, что совсем не чувствует времени. Когда малышка уходила, потеряв интерес к игрушкам, мама все еще сидела на полу с одежками в руках.
Что только не приходилось делать Татьяне Мойсене и ее коллегам за годы работы в театре: парики и маски, цветы и деревья, шляпы и бороды… и, конечно же, сами куклы! Ростовые и перчаточные, планшетные и марионетки. Их изготовление – кропотливый и долгий труд.
– Из папье-маше формируется кукольная голова, личико, потом добавляются механические детали – ручки, ножки, глаза, – рассказали мне мастера.
Без всей этой «механики» в куклах не будет души. Пожалуй, художник-конструктор Сергей Овчинников знает это как никто другой. Именно он работает с механическими деталями, заставляя кукол двигать глазами и телом.
А однажды Сергею даже пришлось расписать одну из заново сделанных кукол. Когда заметили, что любимец публики Дапытлівы Слонік остался без прорисованных рта и глаз, до спектакля оставалось совсем немного. Взяв в руки кисти, Сергей спас ситуацию.
Каждый день бутафоры имеют дело с самыми разными материалами: картоном, тканью, бумагой, деревом, пластмассой… Пока мы разговаривали, Екатерина Царикова, например, «лепила» из папье-маше огромную бутылку для будущего спектакля. По секрету мастерица сообщила мне, что практически из ничего можно сделать все – главное, чтобы хватило воображения и желания.
Я поинтересовалась, какие качества важны в профессии бутафора. Это аккуратность и терпение, внимательность и чувство вкуса. Без последнего, несмотря на наличие готовых эскизов, воплотить идеи художника в жизнь не получится.
Рождение нового спектакля – всегда чудо. Но чудо, созданное человеческим талантом и фантазией. Сейчас «Лялька» живет будущим спектаклем по произведению Джованни Бокаччо «Декамерон». Вместе со всеми к премьере готовятся мастера художественно-постановочного цеха. Работы для них хватает – в спектакле задействованы 23 куклы, и каждую нужно сделать, пошить для нее одежду.
Художник по костюмам Лариса Трубецкая показала мне уже готовые наряды. Правда, не кукольные, а для самих актрис, которые, по словам Ларисы Ивановны, долго не хотели выходить из образа, по-детски радуясь красоте и удобству платьев.
Мастерская – маленькое хранилище самых разных предметов, среди которых я заметила симпатичный рождественский венок. Оказывается, такую красоту несложно создать самому. При желании можно даже украсить елку шариками, сделанными собственными руками. Секрет их изготовления прост: надуваете воздушный шарик, плотно обматываете его нитками и пропитываете клеем. Когда клей высохнет, просто вытягиваете сдувшийся шар и раскрашиваете получившуюся игрушку. Можно украсить ее бисером или «инеем» из обыкновенной манки, пайетками, цветной мишурой – все зависит от вашей фантазии. Шар побольше легко превратить в праздничный светильник с подсветкой из гирлянд.
Такие вещицы наверняка понравятся взрослым и детям и могут стать даже подарком к празднику. Например, Сергей Овчинников на прошлый Новый год подарил дочке Анечке интересного снеговика. Сделанный из шаров и ниток, изнутри он светился новогодними огоньками. А Татьяна Мойсеня заранее связала новогодние сапожки для подарков, украсив их яркой мишурой и шишками.