Эту тему подсказала читательница «Народнага слова» Зинаида Яковлевна. Когда 26 лет назад она с супругом приехала в Витебск в гости из Подмосковья, город утопал в зелени. Каждую улицу, каждый проспект и двор укутывали своей сенью, даря прохладу и успокоение, пышнокронные клены, тополя, каштаны, липы и другие деревья. В скверах, парках гуляли мамы с детьми, влюбленные пары, на скамеечках отдыхали пенсионеры. В такой Витебск она влюбилась когда-то с первого взгляда. Приняли с мужем предложение переехать сюда на постоянное жительство. А сегодня женщина не узнает свой город. Деревья в последние годы, по мнению Зинаиды Яковлевны, вырубаются нещадно. И за каждое у нее болит сердце.
Где мой изумрудный город?
Ударом для нашей читательницы, по ее же словам, стала ликвидация сквера на площади Победы в процессе реконструкции. Не все страсти по этому поводу улеглись до сих пор, хотя большинство горожан уже согласилось с тем, что обновленная площадь смотрится современно и функционально. А перенесенные в другие места деревья, декоративные кустарники нужно активно пополнять новыми посадками. Городу и горожанам важно дышать полной грудью!
И это не единственный пример вырубки, который все еще беспокоит нашу читательницу. В рамках активного облагораживания берегов Двины и Витьбы довольно серьезно проредили места старых посадок. Вдоль улиц (Ленина, Гагарина, проспект Черняховского и др.) некоторые деревья за последний год срубили либо обкорнали так, что они стали похожи на деревянные столбики. Убрали иву возле концертных касс рядом с Летним амфитеатром, под которой так любили прятаться от палящего солнца и от непогоды прохожие и гости фестивального Витебска. Даже горисполком лишился своего «парадного» украшения – более десятка деревьев на берегу Витьбы.
А еще рассказала Зинаида Яковлевна о слухах, будто бы сквер по улице Кирова, ведущий к вокзалу, тоже собираются вырубить, а на его месте построить автостоянку. «Пока этого не произошло, нужно встать на защиту деревьев!» – убеждала меня читательница. Она много путешествует, бывает в европейских странах. Там, по ее словам, всячески стараются насаждать зелень, разбивают парки, скверы. То есть европейский стиль городской жизни, к которому стремимся и мы, совсем не обязательно означает засилие стеклопластика, бетона и металла.
Без тополиного пуха, но и без питомника
В поисках ответов на заданные читательницей вопросы я обратилась в отдел архитектуры и градостроительства горисполкома. Главный специалист Дарья Баранок рассказала, что места вырубки и посадки определяют заказчики этих работ: УКС, ЖКХ, учреждения и организации. С отделом архитектуры лишь консультируются в отдельных случаях. Кроме того, большая часть вырубок и санитарных обрезок ведется в рабочем режиме, т.е. убираются больные и аварийные деревья, омолаживаются за счет срезания верхушек и крупных сучьев старые тополя. Например, ива возле Летнего амфитеатра была уже гнилой, возле горисполкома деревья стояли наклоненными, так что могли вот-вот упасть. И даже с учетом этого нет оснований утверждать, что зелени в Витебске становится меньше. Посмотрите, насколько увеличилось число цветочных посадок. Очень скоро разнообразные клумбы, цветочно-кустарниковые композиции оживят свои привычные места, а также украсят откосы по проспекту Черняховского, поворот на Воинов-интернационалистов, улицу Ленинградскую. Появятся и новинки: цветочные надписи с названиями трех районов города, лозунгами этого года: Года качества и 65-летия Победы.
Городское предприятие ЖКХ, куда я также обратилась с вопросами читательницы, переадресовало меня к непосредственному исполнителю – в «Зеленстрой». Его директор Андрей Широкий к законодателям «зеленой моды» себя не причисляет, а к исполнителям:
– Нам дают задание, мы выполняем. Но от себя лично и от нашего предприятия скажу, что каждого снесенного дерева, каким бы оно ни было, нам очень жаль. А другого выхода порой нет. Растет, например, вполне здоровое, крепкое дерево, но именно здесь начинается стройка, дается указание – срубить.
– Но ведь сажают новые деревья? Тогда где они?
– А вы помните, что раньше по проспекту Фрунзе росли сплошь каштаны? – спрашивает у меня А. Широкий. – Теперь их сменили липы. Пытались высаживать каштаны, но они почему-то болеют. Я делал пробы земли – все в порядке.
А еще Андрей Широкий добавил, что Витебску очень нужен свой питомник. Небольшой участок, где-то на 3 га, выделен на предприятии «Весна». Этого мало! А в лесхозах нет подходящего для высадки в городе молодняка: нужны 7-летки, а у них саженцы 1-2-летние. Потому деревья привозят из Орши, где находится дистанция лесозащитных насаждений, принадлежащая Белорусской железной дороге. На это уходит приличная сумма. Очередную партию как раз получили в день моего звонка, и Андрей Владимирович предложил посмотреть, как идет посадка.
По проспекту Фрунзе в районе СШ №4 работники предприятия, несмотря на дождь, закладывали ряд молодых деревцев. А через остановку, напротив тубдиспансера, «ремонтировали» газон. И это только начало.
Пока что закуплены 1 тысяча деревьев, более 10 тысяч кустарников и 1,5 миллиона цветов. Все они партиями будут посажены этой весной. Среди деревьев преобладают такие породы, как липа, дуб, ясень, береза, вяз.
– Вместо срубленных гнилых тополей новые тополя не высаживаем, – говорит А. Широкий. – Их даже в питомнике нет. Подошли бы в городе и хвойные породы, но, повторюсь, не нам решать, мы лишь исполнители.
Не рубите сплеча
За всеми «новоселами» ухаживают, поливают, подвязывают. Другой вопрос, что от хулиганов и вандалов каждое деревце не защитишь. Вот у них уж точно нет нужды поднимать руку на живое. А поднимают…
По словам начальника Витебской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Валерия Фандо, с июня прошлого года по март этого сумма штрафов за несанкционированную вырубку или причинение вреда зеленым насаждениям составила более 10,5 млн. рублей. И еще выписаны претензии на возмещение экономического ущерба на сумму более 9 млн. рублей.
Валерий Фандо входит в состав городской комиссии, которая и решает судьбу каждого отдельного дерева. А разрешения выдаются в отделе ЖКХ горисполкома. Его главный специалист Александр Гильмович, непосредственно занимающийся этим, объяснил, что до тех пор, пока в финуправление не пришел платеж компенсации за вырубку дерева, разрешение он не выдаст. Поступившие на счет деньги от заказчика идут исключительно на новые посадки, проектные работы по озеленению. Правда, компенсация полагается в том случае, когда дерево было здоровым и неаварийным. Чаще всего это растения, попавшие в зону будущего строительства. А за санитарную или аварийную «чистку» оплата не полагается.
– Если облагораживать город, то надо это делать по проекту, – считает А. Гильмович. – Парки и скверы должны быть аккуратными, ряды деревьев – ровными. Те, старые тополя, когда-то абы-как сажали…
И главное, ни в отделе архитектуры, ни в ЖКХ, ни на предприятии «Зеленстрой» слухи о вырубке сквера по ул. Кирова не подтвердились. По этому поводу наша читательница может не волноваться.
Но в деле озеленения Витебска пока трудно подводить итоги. Согласно генплану города от 2003 года, площадь зеленых насаждений и лесов занимает 398 га. Это 8 парков, 5 скверов, 1 бульвар, ботанический сад, 2 лесопарка, самый крупный из которых – парк им. Советской Армии (74,4 га). Однако последняя инвентаризация, данные которой использовались в этом генплане, проводилась аж в 1995 году. Потому экологи, считающие, что и сегодня наш город неплохо озеленен, ратуют за приумножение природной красоты и ее сбережение. Так же думаем и мы, любящие его горожане и готовые приложить этой весной и свои руки к наведению порядка, красоты на всех территориях Витебска.