Новополоцкий биомехзавод вторичных ресурсов существенно нарастил объемы переработки и впервые с момента своего открытия вышел на безубыточную работу.
Строительство этого важного природоохранного объекта было включено в государственную программу инновационного развития, но из-за недостатка финансирования растянулось на пять лет. В начале 2010 года здесь завершили монтаж оборудования и приступили к отработке технологических процессов. В первую очередь перед новым производством ставятся экологические задачи: снизить нагрузку на окружающую среду, максимально извлекая из коммунальных отходов вторичные ресурсы и вывозя на полигон лишь неподдающийся переработке балласт. Но при этом, конечно же, важна экономическая выгода. С нею как раз вышло всё непросто. По итогам прошлого года завод имел около 3 млрд. рублей убытков, окупал не более 30% затрат, а его производственные мощности были загружены лишь на четверть.
Впрочем, последняя цифра весьма условна. В процессе эксплуатации выяснилось, что заявленная производительность намного отличается от реальной. Технические параметры позволяют переработать 22 тысячи тонн мусора в год, а в документах написано целых 65 тысяч! Предстоит выяснить, кто и на каком этапе допустил ошибку. Возможно, разгадка досадного просчета кроется в неправильной классификации: если 22 тысячи тонн перевести в кубические метры (а именно в них чаще всего измеряют количество отходов в силу их разной плотности), то и получится цифра 65 тысяч. Запросы о корректировке объемов отправлены в соответствующие институты, а также поставщику оборудования и технологии – немецкой фирме «Леманн». После уточнений можно будет более детально очертить перспективы.
Но в ожидании ответов руководство завода не сидит сложа руки. Предприняты важные шаги для повышения эффективности переработки. По сравнению с прошлым годом убытки предприятия за первый квартал сократились в три раза. Если в январе было переработано 544 тонны коммунальных отходов, то в феврале – 670, а в марте – уже 1152. В марте впервые удалось выйти на безубыточность.
– Мы убедились, что можем зарабатывать, доказали, что это реально. Далее будем наращивать объемы производства и закреплять результат. По итогам полугодия планируем сработать без убытков, – говорит нынешний директор биомехзавода вторичных ресурсов Борис Рясов.
Он руководит коллективом с мая прошлого года. Важным событием считает передачу предприятию функций по саночистке города, что дало возможность зарабатывать деньги. Уже с декабря зарплату людям стали выплачивать из собственной выручки, не прибегая к заемным средствам. Парк из 18 мусоровозов, перешедших в наследство от спецавтобазы, биомехзавод пополнил двумя новыми, купленными за счет кредита. Ежедневно они вывозят из предприятий, организаций и жилого сектора свыше 550 кубометров отходов. Только треть их поступает на завод, а остальное – по-прежнему на полигон. При переработке мусора в Новополоцке сегодня извлекают 10% вторичных материальных ресурсов, а можно гораздо больше.
Как же повысить эффективность процесса?
Во-первых, на заводе планируют закупить еще одну сортировочную кабину, поскольку пропускная способность имеющейся ограничена 36 тоннами в сутки.
Во-вторых, будет восполнена нехватка контейнеров для раздельного сбора мусора (сейчас их всего 197) – на эти цели в городском бюджете предусмотрено 500 млн. рублей.
В-третьих, гораздо выгоднее развивать собственную переработку вторсырья, чем просто продавать его сторонним организациям. На предприятии уже создан участок дробления кровельных материалов, услуги которого весьма востребованы. Есть планы заняться также измельчением стекла с сортировкой его по цветам. Сейчас, по словам Б. Рясова, затраты завода на сбор и сортировку отходов окупаются только в отношении ПЭТ-тары. А если закупить оборудование для производства из пластиковых бутылок гранул, то доходы можно повысить сразу в 6-7 раз.
Другие слагаемые успеха зависят уже не от мусоропереработчиков, а от каждого из нас. К примеру, процент извлечения из мусора полезных материалов можно повысить в пять раз, если сами жители будут сортировать отходы на группы. Для начала – хотя бы на пищевые и непищевые. Ведь вторичные ресурсы, перемешанные с объедками и очистками, оказываются почти не пригодными для дальнейшего использования. И здесь во всей остроте обнажается проблема низкой экологической сознательности населения. Сегодня работникам завода приходится извлекать из привозимого мусора и унитазы, и утюги, и компьютеры. Для сортировки всего этого «добра» пришлось расширить штат приемного отделения. И все равно немецкое оборудование, рассчитанное на немецкий же мусор, порой не выдерживает наших нагрузок и ломается. А починка, опять же, требует дополнительных затрат.
С целью изучения опыта Б. Рясову довелось побывать в служебной командировке в Швеции. Раздельный сбор мусора там практикуется повсеместно. Площадки с контейнерами для отходов поражают своей ухоженностью, контейнеры сверкают чистотой. Высокая экологическая культура населения подкрепляется и строгим законодательством, и материальной заинтересованностью. Сознательные граждане платят за сбор и утилизацию мусора гораздо меньше, чем несознательные. К тому же широко распространена система залоговых цен на тару из-под напитков. Сдать пластиковую бутылку можно прямо в супермаркете, опустив ее в автомат, который по штрих-коду определит стоимость и выдаст деньги. Предусмотрена и благотворительность: если вы решили подарить бутылку государству надо нажать зеленую кнопку.
В преуспевающих странах Запада во вторичном производстве сегодня используют до 90% бытовых отходов. Мусоропереработка там стала выгодным бизнесом для частных компаний. Для его развития созданы соответствующие условия, действуют четко выстроенные государственные программы. Мы же пока большую часть своих денег закапываем на полигонах. Но уже начали двигаться по пути, альтернативы которому человечество не придумало. Ибо простое складирование или сжигание мусора не решает, а создает всё новые и новые экологические проблемы.