5 июля на страницах нашей газеты был опубликован материал «Марш жизни 70 лет спустя» о приезде на Глуботчину группы евреев из Израиля. В числе иностранных гостей была уроженка здешних мест Лидия Абрамсон, а также дети, внуки тех, кто в годы Великой Отечественной войны погиб в глубокском гетто.
На сайте «Народнага слова» появился комментарий к публикации. «Здорово, что все больше и больше информации появляется о том, что же на самом деле происходило во время войны, – пишет наша интернет-читательница Екатерина. – Хотелось бы каким-то образом узнать список имен погибших евреев в Глубоком. Есть ли такая возможность?».
– На местах массовых захоронений евреев в Прозороках, Плиссе, Глубоком, – отвечая на вопрос, сообщил нам начальник отдела идеологической работы Глубокского райисполкома Михаил Черепковский, – установлены памятники, правда, на них пока отсутствуют имена погибших. В Тель-Авиве есть дом, стены молитвенного зала которого сверху донизу исписаны именами погибших в глубокском гетто. В книге «Памяць. Глыбоцкі раён», а также ее последующей, дополненной версии «Глыбоччына: ад старажытнасці да сучаснасці» напечатаны имена более чем 1,6 тысячи погибших. И этот список постоянно пополняется.
В годы Великой Отечественной войны, как сказано в вышеназванной книге, на территории района были уничтожены десятки деревень, сотни дворов. Количество жителей райцентра за несколько лет сократилось более чем в три раза.
В начале июля 1941 года немцы вошли в Глубокое. С первых же дней оккупации захватчики заставляли еврейское население, как взрослых, так и детей, выполнять непосильно тяжелую работу, всячески издевались над ними. 22 октября 1941 года гебитскомиссар объявил, что в течение получаса все евреи должны переселиться в гетто. По воспоминаниям старожилов, бывших узников гетто, во время этого страшного перемещения город был похож на огромный базар. У людей отбирали мебель, одежду и продавали все это за бесценок в специальных комиссионных магазинах.
Многие крестьяне, несмотря на грозившую им опасность, передавали и даже сами носили продукты в гетто. Братья Раяк рассказывали, как один крестьянин ежедневно тайком доставлял молоко их больной матери. В свою очередь евреи всячески помогали советским военнопленным концлагеря, который располагался в то время в Березвечье.
В июле 1942 года гебитскомиссар издал приказ о переселении в глубокское гетто оставшихся в живых евреев из Миор, Друи, Шарковщины, Браслава, Германовичей и других 35 городов и местечек.
18 августа 1943 года в гетто вспыхнуло восстание, которое длилось несколько дней. Погибли большинство его жителей. Некоторым удалось убежать.
Ежегодно район посещают делегации из Израиля, чтобы найти могилы погибших в годы войны родственников, ближе познакомиться с малой родиной своих предков.
При поддержке Международного центра культуры «Израиль-Беларусь» и культурного центра «Мишпоха» в Интернете реализуется проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область», на сайте которого размещается информация о бывших узниках глубокского гетто.
Диана Берникович, «НС».