Основные рубрики





31.12.2013

Как мошенники обманули пенсионерку на все ее сбережения и недвижимость

Ушлым торговцам <laquo;чудодейственных<raquo;...


2.09.2013

Под Новополоцком обнаружили лесную нарколабораторию

Новополоцкие сыщики в лесу недалеко от...


31.08.2013

В Поставском районе прорвало водохранилище

Вчера в Поставском районе на водохранилище...


30.08.2013

В Новополоцке незадачливые угонщики на украденной "Волге" попали в аварию

Преступникам, одному и которых 24, а другому...


Тематические страницы

Автосервис

ЧЕЛОВЕК ГОДА ВИТЕБЩИНЫ




Ссылки на сайты

 

Витебский областной исполнительный комитет. Официальный сайтTUT.BYВитебская областная филармония

Читателям

Чтобы улучшить связь с читателями, «Народнае слова» открывает виртуальную «жалобную книгу». На нашем сайте вы можете оставить свое замечание по любому поводу. А журналисты «НС» постараются отреагировать на каждое такое обращение быстро и по существу.

 

Жалобная книга


Расписание поездов

Календарь материалов


«    Апрель 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей


Архив новостей по месяцам

Сентябрь 2015 (7)
Август 2015 (13)
Июль 2015 (8)
Ноябрь 2014 (3)
Октябрь 2014 (6)
Сентябрь 2014 (25)

 

Опрос сайта

Надо ли в наше время откладывать на «черный день»?

надо, ведь жизнь очень непредсказуема
нет, тем более что деньги постоянно обесцениваются
может, и надо, но я это делать не в состоянии

Ключевые слова

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги

Статистика сайта

Новости Беларуси

Спецпроекты "Народнага слова"

 


БРЕНДЫ ПРИДВИНЬЯ: ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Большая семья

ВИЦЕБШЧЫНА ТУРЫСТЫЧНАЯ

 

 

 

 

 

ГРИГОРИЙ ШАТЬКО: «АКТЕРУ В ПОДАРОК НУЖНА ТОЛЬКО РОЛЬ»


Директор Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа заслуженный артист Беларуси Григорий Шатько отмечает юбилей. Присоединяясь к поздравлениям с 50-летием, мы решили поговорить с юбиляром о жизни и театре, которому он служит уже 25 лет.

 

ГРИГОРИЙ ШАТЬКО: «АКТЕРУ В ПОДАРОК НУЖНА ТОЛЬКО РОЛЬ»

– Обычно в театре юбилей связывают с бенефисом. Он у тебя будет?
– Может быть не бенефис, а хорошая роль в спектакле. Уже соскучился, хочется выйти на сцену. Это будет хороший повод собрать друзей, знакомых, поклонников театра. Наверное, так и будет, только чуть позже – осенью.
– Как вообще относишься к круглым датам, юбилеям?
– Я уважаю традиции, нет ничего плохого в праздновании юбилеев, они только объединяют, сплачивают коллектив. Актеру в подарок нужна только роль. Мы по большому счету поощряем своих людей интересной работой, и они этому рады. В театре ведь не так, как в других местах.
– Как Григорий Шатько стал артистом?
– Наверное, что-то было в душе. Я родился и жил в деревне, и о театре даже не думал. Но однажды попал на конкурс чтецов и занял второе место в республике. И как-то заразился сценой. После окончания школы поехал в Минск поступать в театрально-художественный институт, главным образом потому, что там раньше начинались экзамены. Во время собеседования Александр Иванович Бутаков (замечательный педагог, выпустивший не одно поколение артистов, к сожалению, в этом году ушедший из жизни), который набирал курс, спросил, люблю ли я театр. А я искренне ответил: «Не знаю, люблю или нет, потому что я в театре еще не был». На следующий вопрос: почему все же решил пойти в актеры, тоже честно признался, что если провалюсь в «театралку», будет шанс поступить в другой вуз. Бутаков страшно разозлился, меня не взяли. Я благополучно поступил в Белорусский университет на филфак. Потом перевелся на вечернее отделение, работал в комсомоле, отслужил в армии. Спустя четыре года опять пришел в театральный институт, и снова курс набирал Бутаков. Он меня узнал, сказал, что берет к себе.
– А откуда ты родом?
– Из Ракова, есть такое местечко под Минском. Там, кстати, недалеко от хутора моего деда снимал дачу Якуб Колас. Классик захаживал к деду на пасеку. (Будучи с театром в США, я познакомился с внучатым племянником народного поэта). Родители были учителями, семья сельских интеллигентов.
– Я помню, когда ты и другие выпускники театрального вуза пришли в Коласовский театр: с большими творческими амбициями, желанием покорить сцену. Надежды оправдались или молодой задор быстро угас, пришло разочарование?
– Пришло не разочарование, не очарование, а понимание театра и актерской профессии. Что это серьезная работа. Нужно лет двадцать-тридцать поиграть на сцене, чтобы доказать, что ты артист. Конечно, необходимо и везение. Чтобы тебя увидел режиссер, дал хорошую роль. Бывают случаи, что артист всю жизнь играет только в массовках или в маленьких эпизодах. В театре, как это ни грустно, больше горького опыта, несостоявшихся личностей, людей, не удовлетворивших свои творческие потребности.
– Но к тебе, думаю, это не относится. Театралы знают, что Григорий Шатько в свое время был востребованным артистом…
– Мне в некоторой степени повезло. Я сразу попал в два спектакля, где получил большие роли: в водевиле «Ах, какой пассаж!» и в спектакле на малой сцене «Плюшевая обезьянка». Это была хорошая школа для начинающего артиста. Хотя в театр я пришел взрослым, более-менее самостоятельным человеком. Успел и поработать, и армию отслужить. И семья уже была. Потом умудрялся параллельно коммерцией заниматься, кооператив создал, был даже директором магазина. Хватало времени на все.
– Как решился стать директором театра?
– Я не собирался становиться директором, меня устраивало мое положение в театре, хотя, конечно же, были всякого рода творческие проблемы. Тогда, в лихие девяностые, и страшно было идти на руководящую должность, особенно после гибели тогдашнего директора театра.
– Что же тебя убедило?
– Мне просто назвали кандидатуры и сказали, если не соглашусь, то кто-то из этого списка возглавит театр. Что тогда с ним будет? Я согласился. Сказал, что попробую, и пробы уже длятся 12 лет.
– За эти годы директор убил в тебе актера?
– Нет, я живой артист. Не стал чиновником, и этим горжусь. Наоборот, актерство помогает мне быть директором. Порой шучу: если я Сталина сыграл, могу теперь и руководить.
– На сцену хочется?
– Хочется, но тяжело играть большую роль. Это требует времени и напряжения. Я не могу постоянно находиться на репетициях, для этого надо бросать все хозяйственные дела. А их накапливается каждый день уйма. Поэтому выхожу на сцену в небольших эпизодах. Если удастся в этом году сыграть серьезную роль, буду счастлив. Мне уже артисты говорят: пора вернуться к творчеству. И правда, ведь в истории театра остаются творческие дела, а не потуги в хозяйственной деятельности.
– Но все же театр – большой хозяйственный механизм. Какие в нем слабые звенья?
– Таких уж больших проблем нет. Министерство культуры (а у Коласовского театра республиканское подчинение) достаточно средств выделяет на ремонт. Конечно, хотелось бы, чтобы все было современно и на уровне, но я думаю, что после завершения реконструкции столичных театров дойдет дело и до нашего.
– У театра, образно говоря, две головы. Одна – директор, другая – худрук. Тебе удается находить общий язык с художественным руководителем?
– Мое убеждение: сейчас театр становится больше директорский, чем режиссерский. Тем более когда он один в городе, и надо быть одновременно и детским, и молодежным. Нужны и комедия, и классика, и современная драматургия. Худрук больше заботится о качестве постановок, художественном уровне. А директора еще волнует, как спектакли будут продаваться. Пока я могу сказать, что театр востребован. Несмотря на то, что мы играем только на белорусском языке, спектакли с успехом идут в России, Украине, других странах.
– В последнее время коллектив чаще стал выезжать на фестивали, гастроли. За международные культурные связи театра ты даже был отмечен специальной премией Президента Республики Беларусь…
– Если прежде мы ездили небольшим коллективом по дальнему зарубежью, даже в Нью-Йорке играли, то в последнее время проходят полноценные гастроли в Санкт-Петербурге, Львове, Одессе. Мы освоили новую систему менеджмента, которая позволяет провести безубыточные гастроли.
– Есть ли у театра возможность приглашать самых востребованных режиссеров, ставить дорогостоящие спектакли?
– Приглашать именитых режиссеров мы не можем из-за сумм их гонораров, которые достигают порой 30 тысяч долларов. Но кое-что нам удается. Сейчас с театром работает известный петербургский художник Андрей Пронин. Мое мнение: надо искать как интересную драматургию, так и постановщиков в самой Беларуси. Лучше, мне кажется, открывать имена, чем прикрываться громким именем. Кризис, конечно, тоже внес свои коррективы. Вроде выделенная сумма на постановки осталась прежней, но цены-то на все выросли. Крутимся. На четыре добротные постановки деньги дает Министерство. Плюс еще одна – государственный заказ.
– Видение театра с точки зрения артиста и директора одинаковое или разное?
– У актера, конечно же, более эмоциональный взгляд на театр. Ведь по большому счету артист отвечает за себя. Сидя же в кресле директора, нужно думать, как соединить талант конкретного артиста с планами театра, экономическим положением, задачами государства и т. д.
– Как удается в течение многих лет ладить с труппой?
– Коллектив меня понимает. У меня нет скрытых мыслей, я не злопамятный. Приятно, когда человек даже ничего не получив, уходит из кабинета в хорошем настроении. Может, мне помогает актерство, а скорее просто искренность. Я не жесткий человек и считаю: лучше профилактика, чем крайние меры.
– Приходилось ли поступать своими принципами?
– Ради дела приходилось. Например, промолчать. Иногда полагаюсь на время, которое порой все ставит на свои места. Принесет кто-то докладную. Я не даю ей ходу, а человек спустя некоторое время сообщает, что конфликт разрешился.
Самое страшное, считаю, – предательство. Не терплю обмана. Когда вижу, что человек приходит с корыстными целями, не могу смотреть ему в глаза.
– Когда ты стал начальником, больше стало друзей?
– Меньше. В этой роли не можешь позволить себе панибратских отношений. Не хочется, чтобы коллега упрекнул тебя в том, что что-то не сделал по дружбе. Поэтому руководящая должность обрекает почти на одиночество в коллективе.
– Есть запасной вариант: если не театр, то что?
– Нет.
– Можешь объяснить, что такое есть в театре, что он не отпускает, и люди готовы служить ему до последнего дыхания?
– В театре есть великий греховный соблазн. Артист может побывать в другой шкуре, залезть в душу. Это такой спиритизм. Когда тебе удается проникнуть в образ своего героя, получаешь такое наслаждение. Тебе дают возможность прожить не одну жизнь. У артиста обнаженная душа, и он верит в эту мистику. Актерство – сладкий запретный плод. Вкусив его, заражаешься театром.
– И последний вопрос, что лучше: быть директором или артистом?
– Конечно, артистом.

Татьяна Пастернак, фото Антона Степанищева, «НС».



21.04.2009

 

Новость посмотрели: 2376

 

Рейтинг материала:

 (голосов: 1)




 


Данная новость взята из рубрики: Действующие лица




Похожие новости по теме :

 

КАДРОВАЯ КОЛЛИЗИЯ В ТЕАТРЕ


На днях стало известно имя нового художественного руководителя Национального театра имени Якуба Коласа. Им стал белорусский режиссер Рид Талипов. Он ставил спектакли во многих театрах Беларуси, ... Читать полностью...

ВЫХОД НА БИС, АРТИСТ!


Ведущему мастеру сцены Национального театра имени Якуба Коласа, народному артисту Беларуси, лауреату Государственной премии БССР Тадеушу Кокштысу исполнилось 75 лет. Тадеуш Кокштыс – лично ... Читать полностью...

ВАЛЕРИЙ БЕЛЯКОВИЧ: «АКТЕРЫ НЕ ГРЕШНЫЕ, ОНИ СВЯТЫЕ ЛЮДИ»

ВАЛЕРИЙ БЕЛЯКОВИЧ: «АКТЕРЫ НЕ ГРЕШНЫЕ, ОНИ СВЯТЫЕ ЛЮДИ»


Гостем «Славянского базара в Витебске» был основатель и бессменный руководитель московского Театра на Юго-Западе, народный артист России Валерий Белякович. Во время фестиваля витебляне имели возм ... Читать полностью...

МИСТЕР ПИГДЕН С ВИТЕБСКОЙ ПРОПИСКОЙ


Завтра вечером в Коласовском театре будут играть комедию «Ён. Яна. Акно. Нябожчык». В роли мистера Пигдена на сцену выйдет артист Георгий Лойко. Вот уже 5 лет этот спектакль идет при ан ... Читать полностью...

ТЕАТРАЛЬНОЕ «КОЛЕСО»


На первый взгляд, «колесо» – совсем не театральное понятие. Но создатели молодежного театра Центра культуры «Витебск» думают иначе и именно этим словом назвали свой ко ... Читать полностью...

РИД ТАЛИПОВ: «ТЕАТРУ НЕ НУЖНА РЕВОЛЮЦИЯ»

РИД ТАЛИПОВ: «ТЕАТРУ НЕ НУЖНА РЕВОЛЮЦИЯ»


Поводов для встречи с художественным руководителем Национального театра имени Якуба Коласа Ридом Талиповым было несколько. Это и День работников культуры, и открытие нового еатрального сезона, и н ... Читать полностью...

Татьяна Васильева: «Бегу туда, где меня ждут»


Витебляне любят антрепризные спектакли, особенно когда в них играют известные актеры. Вот и на этот раз концертный зал «Витебск» был заполнен до отказа, хотя билеты на постановку московс ... Читать полностью...

У Коласовского театра новый руководитель


Позавчера коллективу Национального театра имени Якуба Коласа представили нового директора и одновременно художественного руководителя Валерия Анисенко. В. Анисенко – наш земляк, родился ... Читать полностью...

Чем богат юбилейный год


В минувшую среду Национальный театр имени Якуба Коласа открыл новый сезон. По традиции играли «Несцерку». Этот спектакль-долгожитель отметил весной свое 70-летие. А накануне на пресс-конфе ... Читать полностью...