Белорусская армия, к счастью, уже давно не ассоциируется с «дедовщиной» и принижением чести и достоинства военнослужащих. Об этом свидетельствует статистика: если в 1994 году на 1 тысячу белорусских солдат и офицеров приходилось почти 11 преступлений, то в 2008-м – менее 4-х. Сокращение преступности наблюдается и в воинских частях, дислоцирующихся в Витебской области. В прошлом году военнослужащими было совершено 29 преступлений против 41 в 2007 году. Накануне очередной призывной кампании о состоянии законности в Вооруженных Силах региона корреспондент «НС» беседует с витебским межгарнизонным прокурором полковником юстиции Владимиром Ализарчиком (на фото).
– Владимир Васильевич, как удалось переломить ситуацию с преступностью в армии?
– Изменились приоритеты в работе белорусской военной прокуратуры. Во-первых, сейчас мы уделяем особое внимание предупреждению неуставных отношений, травматизма, гибели военнослужащих в воинских частях. С 2008 года при прокуратуре постоянно действует координационное совещание, где командиры частей регулярно отчитываются о состоянии правопорядка во вверенных воинских формированиях. Во-вторых, большое значение играет институт идеологических работников, должности которых в 2004 году были введены во всех воинских подразделениях. Заместители командиров по идеологической работе непосредственно отвечают за состояние воинской дисциплины, воспитательный процесс и профилактику преступности. Теперь в случае конфликта солдат в поисках помощи не бежит из части, а сообщает о любом инциденте командиру или его заместителю. Те в свою очередь несут персональную ответственность за жизнь и здоровье подчиненных.
По-новому сегодня проходит отбор призывников в военкоматах. Имеющим судимость юношам путь в армию закрыт, что позволяет до минимума снизить появление в воинских частях «криминальных авторитетов». При отборе в войска используются психологические методики по изучению личности призывника, устанавливается тесный контакт с его родственниками. Сейчас мы даже рекомендуем военкоматам по возможности не призывать на службу молодых людей, неоднократно привлекавшихся на «гражданке» к административной ответственности за пьянство и хулиганское поведение. В воинском коллективе такие люди – потенциальные нарушители дисциплины, а значит, и до преступления недалеко.
– Как вы оцениваете уровень преступности в воинских частях, поднадзорных прокуратуре, в этом году?
– За январь–сентябрь уровень преступности снизился на 9% (с 24 до 22 преступлений). В основном это неуставные отношения, превышение власти. Прокуратура сейчас уделяет этому особое внимание, но выявлять такие факты очень нелегко. К сожалению, среди военнослужащих срочной службы по-прежнему сильна круговая порука.
В этом году не было зарегистрировано ни одного преступления, связанного с уклонением от прохождения воинской службы и незаконным оборотом наркотиков. Хотя можно отметить неприятный инцидент с прапорщиком одной из витебских частей, в отношении которого военная прокуратура возбудила уголовное дело за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Судебный процесс в целях профилактики проходил в части, где служил обвиняемый. Его наказали штрафом в семь миллионов рублей, он уволен с воинской службы.
В этом году военная прокуратура выявила 12 правонарушений коррупционного характера. Например, подполковник одной из воинских частей Витебского гарнизона, злоупотребляя служебными полномочиями, использовал солдат срочной службы для строительных работ на дачном участке родственников. Он осужден и уволен из Вооруженных Сил. Коррупционное правонарушение (не уголовно наказуемое) в этом году совершила военнослужащая железнодорожного батальона, по роду службы имевшая доступ к документации воинской части. Чтобы свободно посещать занятия и самой выбирать время сдачи сессии в вузе, где она училась заочно, «находчивая» студентка сочинила письмо с реквизитами части и поддельной подписью командира. По итогам проверки военнослужащая получила дисциплинарное взыскание и предупреждение, что в случае повторения подобного ее ждет уголовное наказание.
– Приведите примеры преступлений, связанных с неуставными отношениями.
– Сегодня неуставные отношения – это, как правило, не жестокие избиения и издевательства. Чаще всего они выражаются в виде принудительного использования «старослужащими» солдат нового пополнения в личных интересах либо вымогательстве, отобрании предметов воинского довольствия. Например, старослужащий требует от новобранца выполнять за него служебные обязанности, приобретать ему продукты. Это уже повод для уголовного преследования. Преступления, связанные с насилием в отношении солдат, единичны. В этом году военная прокуратура выявила преступление, связанное с насилием в отношении солдат, которое совершил военнослужащий 103-й мобильной бригады в Витебске. 20-летний рядовой срочной службы систематически издевался и избивал сослуживцев, призванных позже. Как было установлено следствием, на «гражданке» он занимался рукопашным боем и неоднократно привлекался к уголовной ответственности за хулиганское поведение в пьяном виде. В армии от него пострадали четыре военнослужащих. По приговору суда 20-летний «дедушка» получил шесть лет лишения свободы. По требованию прокуратуры все офицеры и прапорщики этого воинского подразделения, которые халатно относились к выполнению своих служебных обязанностей и допустили «дедовщину», привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, а командиры батальона и роты отстранены от занимаемых должностей.
Преступление, связанное с превышением служебных полномочий, было зарегистрировано и в прошлом году: прапорщик избил военнослужащего. Его лишили воинского звания и на 5 лет – свободы.
– Случаются ли в воинских частях самоубийства?
– В последние годы, к счастью, таких случаев при исполнении служебных обязанностей не зарегистрировано. Но летом у себя дома умышленно отравился антифризом офицер. Проверкой установлено, что трагедия произошла из-за семейных проблем и алкогольного опьянения.
– Ваше напутствие призывникам накануне очередной отправки в армию...
– Не стоит думать, что служба – легкая прогулка. Это тяжелый труд и в то же время почетная обязанность. Она закаляет юношей и делает из них настоящих мужчин. В случае нарушений или ущемлений прав военнослужащих они и их родственники могут обращаться в витебскую межгарнизонную военную прокуратуру по телефонам 47-23-74 и 47-16-50.