Вот такой ливень с потолка запечатлели продавцы.
Коробки с отсыревшими стиральными порошками, вымокшие матрацы, мебель, стройматериалы и прочие хозтовары – вот последствия летних ливней в магазине ОАО «Витебский Хозторг» на ул. Жуковского в Витебске. За июль потоп здесь происходил четыре раза. Крыша магазина, представляющего собой металлическую коробку с плохим освещением и без горячей воды, протекает уже не первый сезон. Продавцы бьют тревогу, однако их никто не слышит.
Недовольство условиями труда накапливалось постепенно, но именно нанесенный ливнями ущерб стал последней каплей. На август запланирован переучет, и люди не исключают, что оплачивать понесенные магазином убытки им придется из своего кармана. Поэтому продавцы обратились в газету, а также в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома. Вот выдержки из письма, которое работники ОАО «Витебский Хозторг» направили в комитет и на сайт облисполкома.
«За прошлый год коллектив магазина менялся 3 раза из-за условий труда, а также ненадлежащего отношения со стороны директора предприятия и низкой заработной платы».
«На наши жалобы и докладные директор не реагирует, обвиняет подрядчиков, которые должны были ремонтировать крышу... Коллектив магазина несет материальную ответственность за вверенный ему товар, но так как директор предприятия не может обеспечивать его сохранность, то мы не будем нести материальную ответственность».
Ранее продавцы уже обращались в ГУ «Витебский зональный центр гигиены и эпидемиологии», в областное управление Департамента государственной инспекции труда... Однако, по их мнению, проблема до сих пор остается нерешенной, а отношение руководителя предприятия к сотрудникам, которые посмели выразить недовольство, только ухудшилось.
Накануне нашего визита в магазин в нем произошло еще одно ЧП: неизвестный молодой человек совершил мелкую кражу. А продавцы и заведующая получили от директора выговор за то, что… вызвали милицию.
Побеседовав с продавцами и завмагом Ириной Ганкович (она, кстати, уже 23-й по счету человек на этой должности), мы связались по телефону с директором акционерного общества «Витебский Хозторг» Людмилой Лакс, чтобы услышать версию другой стороны конфликта.
– У нас заключен договор с подрядчиком, закуплено и получено все необходимое для ремонта крыши этого магазина, кроме минеральной плиты, которую нужно положить под рубероид. Мы даже сделали предоплату ее изготовителю. Но сейчас на заводе плиты нет, поставка по предоплате будет произведена в течение 90 дней, т.е. до конца августа, – объяснила ситуацию с состоянием кровли Людмила Чеславовна. – Затекания происходят еще и потому, что подрядчики, чтобы составить смету необходимых работ, вскрыли крышу на одном участке. Его потом временно закрыли и поддонами, и брезентом. Однако при тех ливнях, что обрушились на город, это не спасает. Да, условия в этом магазине не очень, но у работающих здесь оклад на 15% выше, чем у остальных (598 тыс. рублей вместо 580 тыс. у продавца 4-го разряда. – Е.К.). Продавцам следовало бы не в газету обращаться, а спасать товар.
– А как?
– Переносить в другие помещения, где не течет. У них есть большой склад, где валяется мусор. Могли бы расчистить и туда переносить (шкафы и прочая мебель – не самый легкий товар для таких манипуляций. – Е.К.).
– Продавцы также жалуются «НС» на сверхурочную работу…
– Там одна молодежь, новички, им еще многому нужно учиться. Этот магазин даже план по товарообороту не выполняет (по словам завмага, такое случилось только в прошлом месяце. – Е.К.). В то время как, например, магазин «Южный» перевыполняет. Там понимают, что когда есть покупательский спрос, надо напряженно работать, зато и получать больше за счет прибыли. Средняя зарплата по предприятию более 2 млн. рублей.
– Но у других условия лучше, чем у продавцов магазина на ул. Жуковского.
– В других магазинах тоже затапливало. Там работники в шлепанцах по воде ходили, но не жаловались, а трудились с утра до позднего вечера.
Людмила Лакс дала отрицательную характеристику двум сотрудницам «Витебского Хозторга» из числа жалующихся. У директора уже несколько месяцев лежат их заявления на увольнение, и она планирует в августе после переучета и пополнения штата новыми молодыми специалистами удовлетворить желание этих продавщиц.
Между тем, судя по реакции молодых специалистов, распределенных в этот магазин и пребывающих в шоке от увиденного, не исключено, что при первой же возможности и они отсюда уйдут. И те, кто придет после них, вероятно, тоже, если ситуация не изменится к лучшему.