Если верить пессимистам, то до конца света (21 декабря 2012 года) осталось меньше месяца. Апологеты такого утверждения связывают возможный апокалипсис с завершением большого цикла уникального календаря индейцев майя. Это американское племя, бесследно исчезнувшее из величественных каменных городов более тысячи лет назад, до сих пор удивляет исследователей глубокими познаниями в астрономии, математике и других науках.
Впрочем, многие ученые не разделяют печальные прогнозы. Недавно в Витебском госуниверситете им. П. Машерова с лекцией о конце света «по майя» выступил единственный в Беларуси специалист по этой цивилизации, изучавший ее в Мексике, кандидат исторических наук, доцент БГУ Евгений Красулин (на фото). Вот что он рассказал корреспонденту «НС».
— Евгений Александрович, для начала разъясните, в чем же секрет нашумевшего календаря майя? Почему именно с ним связывают дату апокалипсиса?
— Майя были всецело сосредоточены на изучении небесных светил. Это объясняется чисто практически — индейцы верили, что они влияют на жизнь на Земле. Их древние звездочеты, имевшие астрономические обсерватории, смогли установить точное время оборота Луны вокруг Земли, им были известны все планеты Солнечной системы, жрецы располагали точными таблицами для предсказания солнечных и лунных затмений, они использовали абстрактное понятие нуля и были знакомы с нумерацией разрядов в составлении больших чисел, чего не знали ни древние греки, ни римляне. Майя великолепно владели математикой, вернее, особой формой математики, которая была основана на двадцатеричной системе, а не десятеричной, как у нас сейчас. Эту математику они использовали не только при строительстве своих пирамид, но и для календарной науки. Известно, что индейцы следовали как минимум 17 различным календарям. И делали это для того, чтобы высчитать наиболее космически грамотный из них. Для своих вычислений они использовали особый метод: таблицу, которую называли Тцолькин — «Священный счет кинов». При помощи таблицы индейцы определяли каждый день, каждый год, каждое двадцатилетие и так далее. Их главный календарь представлял собой цикличную систему, основным из которых был цикл 52 года. «Великим циклом» считался период 5126 лет, или время оборота Венеры вокруг Солнца. Согласно некоторым расчетам, именно на конец 2012 года, в канун зимнего солнцестояния, придется окончание текущего «великого цикла» — Эры Пятого Солнца и начало нового. Все предположения о катаклизмах и собственно конце света в конце этого периода исходят из двух источников. В Тортугеро на юге штата Табаско обнаружена полустертая надпись VII века о том, что в конце «великого цикла» прибудет бог Болон-Йокте, которого майя связывали как с войной, так и актом творения (также он был покровителем застолий). Но из-за трещин и эрозии надпись плохо читается и поэтому есть различные трактовки ее значения. Другим источником являются книги пророка-ягуара (XVIII век), содержащие туманные намеки на то, что финал цикла принесет бедствия и в то же время положит конец испанскому владычеству в Мексике.
Недавно представители Национального института антропологии и истории Мексики заявили, что имеется еще одно пророчество, связанное с окончанием «великого цикла». Оно было обнаружено среди руин Комалькалько и вырезано на кирпиче. Но все это как-то не сходится с философией майя.
— То есть не стоит верить в скорый конец света?
— В классическом понимании апокалипсиса не будет. Календарь майя основан на цикличности, а цикл — это не что иное, как колесо, окружность. В нем нет начала и конца, цикл сменяется новым циклом. В этом мы и отличаемся от индейцев. Они в ассоциациях с концом света ориентируются на начало нового периода, а мы — на его конец. Майя выводили родословные своих вождей именно из лет, которые считались нулевой датой циклов. Интересно, что современные представители племени в большинстве своем не придают концу 2012 года никакого значения. Хотя если вспомнить об окончании прошлого «великого цикла», то он действительно совпадает с возникновением первых земных цивилизаций в Египте, Междуречье, Китае и иных цивилизационных центрах.
— Но ведь не секрет, что на этой дате заканчивается календарь майя? Не символично ли?
— Это можно объяснить тем, что майя были практиками. На момент составления и записи календаря рассчитывать следующий «великий цикл» им не требовалось. К тому же, имеются источники, позволяющие называть индейцев майя оптимистами – бо,льшими, чем современные ученые-физики и астрономы, предрекающие гибель планеты как небесного объекта. Индейцы продолжают свой календарь и после этой даты.
— Почему вы решили заняться столь необычной для Беларуси тематикой?
— Все началось с исторического факультета и аспирантуры Московского университета, где я исследовал тексты пирамид древнего Египта, писал диссертацию по иероглифичным текстам индейцев майя. Также я являлся основателем и некоторое время работал в центре мезоамериканских исследований при Российском государственном гуманитарном университете, в 2001-м побывал в экспедиции в Мексике. Сейчас в БГУ, конечно, приходится заниматься более широкой тематикой — всеми неевропейскими цивилизациями.
Интерес к индейским цивилизациям объясняется тем, что у этих культур есть множество ответов на интересные вопросы. Конечно, не скажу, что классические Рим и Греция менее интересны, но древнеамериканские цивилизации значительно меньше исследованы. Еще очень много нераскрытых тайн, а это и привлекает. Меня особенно интересует возникновение цивилизационных институтов майя — городов, государства. Для этого необходим очень большой объем информации, сравнительный анализ с другими народами. Так возможно получить ответ на очень важный вопрос — как же зарождаются цивилизации.
— Чем запомнились исследования в Мексике?
— Мы четыре месяца работали совместно с учеными одного из местных университетов, изучали южную часть полуострова Юкатан — древние города майя. Стоит отметить, что полевые исследования там ежегодно приносят огромное количество древних текстов, которые нужно дешифровать. К сожалению, во время колониальной зависимости язык майя долгое время был под запретом, а принципы его дешифровки стали известны лишь 65 лет назад благодаря деятельности советского ученого Ю. В. Кнорозова.
Очень много общался с современными индейцами майя, которые даже спустя сотни лет чтут и берегут свои традиции. Пришлось выучить испанский язык и язык индейцев Юкатана. В их общинах по-прежнему главным считается жрец, который, как и много лет назад, совершает различные обряды. Например, во время засухи вызывает дождь. И как ни странно, работает. Лично убедился в этом: в сухой сезон побывали на таком действе, а когда ехали из индейской деревни назад, нашу машину едва не смыло с дороги.
Вообще центральная Мексика — основной ареал расселения майя — уникальный кладезь археологических памятников. Причем по подсчетам специалистов исследовано не более 3% памятников древних индейцев. Только во время нашей экспедиции мы открыли крупный город, а их там множество.
Что касается уровня жизни людей, то, конечно, в Мексике неспокойно, особенно на юге страны, где господствует наркомафия. Мы же работали намного севернее и, к счастью, не столкнулись с криминалом. Наоборот, познакомились с прекрасными, добрыми и гостеприимными людьми — индейцами. Многие из них до сих пор, как и сотни лет назад, живут в деревянных хижинах, но при этом счастливы, любят пошутить, относятся к жизни по-философски. Этому нам, пожалуй, и стоит поучиться у майя.