Недавно в областной библиотеке состоялась презентация монографии заместителя декана исторического факультета ВГУ им П. Машерова Дениса Юрчака (на фото) «Беларусь – Украина: 20 лет межгосударственных отношений». Этим исследованием заинтересовались не только в Беларуси, но и за ее пределами. Книгу приобрели посольство Украины в Беларуси и Стенфордский университет (Калифорния, США). О некоторых аспектах внешней политики Беларуси и Украины Денис Валерьевич рассказал читателям «НС».
– Для Беларуси Украина – всегда потенциальный стратегический партнер. Нас объединяют общая история, единые восточнославянские корни, разноуровневые хозяйственные связи и, конечно же, 1084 километра общей границы, которая для нашей страны является второй по протяженности. К слову, именно Украина – первое государство, которое официально признало независимость Республики Беларусь и установило с ней дипломатические отношения.
– Как развиваются отношения двух стран в последние годы?
– Украина была и остается одним из основных торговых партнеров Беларуси. По данным за последние годы, каждый пятый доллар, заработанный за счет реализации белорусских нефтепродуктов, приходился на Украину. Через нее транспортируются белорусские калийные удобрения. В 2010-2011 годах наши соседи обеспечили эффективную и недорогую доставку венесуэльской и азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ, что обеспечило выполнение поручений Президента по диверсификации поставок углеводородов в республику.
В товарообороте двух стран с каждым годом расширяется ассортиментный перечень, компании двух стран увеличивают свое присутствие на рынках друг друга. В 2005 году объем взаимной торговли составил 1127 млн. долларов. После этого товарооборот двух стран продолжал расти, достигнув в 2011-м рекордных 6195 млн. Оперативные данные минувшего года свидетельствуют, что и этот показатель во взаимной торговле существенно увеличен.
– Какова сейчас ситуация на белорусско-украинской границе?
– Современная граница двух стран сформировалась в первой половине ХХ века. За основу взята прежняя административная граница БССР и УССР, хотя в 1992-1996 годах провели ее более точную делимитацию (уточнение на карте). Были некоторые спорные моменты. Например, на речных участках, продолжительность которых превышает 100 км. Русло судоходных рек Днепр и Сож на протяжении многих лет в условиях полесской низины неоднократно менялось, образуя многочисленные рукава и старицы. По международным правилам границу чаще принято проводить по основному фарватеру. Ранее, определяя административные границы республик, так и сделали. Но русло изменилось и получилось, что если плыть по Днепру в приграничном регионе, то линию границы необходимо пересекать до 17 раз, а это уже проблема для судоходства. Нужно было менять на этих участках линию границы и проводить обмен заречными территориями.
Кроме того, наша общая граница – это и зона вокруг ЧАЭС, и попытки контрабанды и вообще курьезные случаи. Например, был зафиксирован факт перехода через границу целого стада коров, которых не досмотрел нетрезвый пастух. «Нарушительниц» задержали, но на родину их смогли вернуть только в ближайшем пограничном пункте пропуска, расположенном на расстоянии в несколько десятков километров, в присутствии официальных представителей двух стран. В 2011 году фиксировались массовые нарушения гражданами Украины линии границы в период сбора дикорастущих ягод вблизи так называемых Мерлинских хуторов. Это одно из крупнейших болот Европы, которое долго использовалось в качестве полигона для проведения учений стратегической авиации СССР. Сейчас там очень много ягод, а доступ к болотам есть только с украинской стороны. Разобравшись в ситуации, А. Лукашенко принял беспрецедентное в мировой практике решение: создать во время сбора дикоросов временные пункты пропуска в районе Мерлинского полигона и разрешить жителям украинских приграничных сел, проходя через них, беспрепятственно собирать ягоды на территории Беларуси.
– Влияет ли на внешнюю политику так называемый человеческий фактор?
– Безусловно. Любые межгосударственные отношения всегда зависят от тех, кто их выстраивает. И это касается не только руководителей государств, но и дипломатов. Уникальным является пример первого посла Беларуси в Украине Виталия Курашика. Это один из редких в мировой дипломатии случаев, когда гражданин одной страны возглавил диппредставительство другой.
Хотя родился Виталий Владимирович в Беларуси, большая часть его жизни и вся трудовая деятельность связана с Украиной, гражданином которой он на 1991 год являлся и остается по сей день. Когда В. Курашику предложили стать послом Беларуси он быстро согласился. А ведь до своего назначения был не последним человеком в Украине, являясь премьер-министром Крыма и депутатом Верховной Рады. Одноко Виталий Владимирович отказался от высокой зарплаты, неплохих перспектив и даже от предложения стать послом Украины в одной из европейских стран. Вот проявление настоящей любви к Беларуси. Как дипломат В. Курашик показал себя исключительно с хорошей стороны. Ему в разы проще было наладить контакты с украинской политической и хозяйственной элитой, поскольку он был ее частью и многих знал лично. В итоге только у посла Беларуси была прямая телефонная линия с президентом Украины.
– Какие направления сотрудничества в торгово-экономической сфере, на ваш взгляд, наиболее перспективные?
– Создание совместных предприятий и сборочных производств на территории двух стран, развитие товаропроводящей сети. Примерами такого взаимодействия являются сборка белорусских тракторов в Харькове и Виннице, а также выпуск украинских городских автобусов «Богдан А092» под белорусским брендом «Радимич» в Гомеле. Весьма выгодным выглядит сотрудничество в области энергетики и транспорта, так как обе страны являются транзитными. Это направление, в частности, перспективно и для Витебщины, поскольку возле областного центра проходит трасса Е95, являющаяся частью ІХ Европейского транспортного коридора (Хельсинки – Санкт-Петербург – Одесса – Стамбул), в максимальной загрузке которого заинтересованы власти двух стран.