По официальным данным Министерства труда и социальной защиты, в Беларуси 519 тыс. человек с инвалидностью, в том числе 25 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Более 11 тыс. человек, страдающих психическими заболеваниями и интеллектуальными нарушениями, проживают в психоневрологических интернатах, более 1,6 тыс. – в восьми домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. Эта категория все еще остается наиболее социально уязвимой, ведь, помимо сложностей чисто медицинского характера, этим людям часто приходится сталкиваться с непониманием со стороны общества, и человек с нарушениями здоровья – душевного или физического – нередко обречен вести замкнутый образ жизни.
Проведенные в 2011-2012 годах общественным объединением «Голос сердца» опросы показали, что белорусы считают себя хорошо информированными о жизни людей с различными нарушениями здоровья, но не всегда готовы оказывать им поддержку. При более детальном анализе установлено, например, что на практике помогают или выражают готовность помочь людям с психическими нарушениями или интеллектуальными ограничениями не более 35-37% опрошенных, не помогали и не собираются этого делать более 25%, оказывали поддержку, но не будут этого делать в дальнейшем 4-6%.
Эти цифры, по мнению Александры Косицкой, координатора проекта «Развитие потенциала НГО для решения вопросов в области психического здоровья в Республике Беларусь», реализуемого МОО «Голос сердца» в партнерстве с ОО «Глобальная инициатива в психиатрии», говорят о том, что в подавляющем большинстве здоровые люди не высказывают особого желания познакомиться ближе с теми, кто имеет инвалидность, нередко отождествляют человека, имеющего проблему со здоровьем, с его инвалидностью, не замечая в нем личность, которой необходимо развиваться: учиться, работать, познавать новое и вносить посильный вклад в жизнь общества.
Иными словами, широко распространен эффект «социального фасада», или «социальной желательности»: люди, с одной стороны, выражают согласие и заявляют о необходимости интеграции лиц с особенностями психического развития в общество, а с другой – проявляют низкую готовность предпринимать какие-либо действия, способствующие реализации этого процесса.