Когда становишься счастливым обладателем автомобиля, кажется, море по колено и впереди только открытая и ровная дорога. Но рано или поздно начинаются техосмотры, диагностика и ремонты, ремонты… Вот тут-то перед автомобилистами и возникает дилемма: где лучше и дешевле ремонтировать своего «железного коня». Попробуем разобраться в плюсах и минусах легальных и нелегальных автосервисов.
«Гаражи» проверяют
По оценкам специалистов только в областном центре и его окрестностях насчитывается несколько десятков «серых» автосервисов. По словам начальника управления координации и организации контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Витебской области Юрия Майстренка, для их выявления совместно с другими контролирующими органами регулярно проводятся плановые и оперативные проверки. В прошлом году таких было почти 200, выявлено, что в половине автосервисов мастера работали нелегально, причем 22 из них попались повторно. Стоит отметить, что если «предприниматель» оказывается в поле зрения налоговой инспекции впервые, то отделывается лишь предупреждением, но если продолжает нелегально работать, ему грозит административная ответственность и немалый штраф – до 100 базовых величин. Также возможен арест и даже конфискация имущества, в том числе гаража.
Интересно, что нередко в налоговую инспекцию обращаются сами автолюбители, разочарованные качеством ремонта у нелегалов, жалуются соседи по ГСК, недовольные чрезмерным скоплением машин у популярных «гаражей» (напомним «телефон доверия» налоговой – 47-82-40).
По мнению Ю. Майстренка, «серый» автосервис – зона повышенной опасности для самого автомастера, его клиента и окружающих. «Но и выйти частнику из «тени» трудно, – говорит специалист. – Требуется оборудование и место для осуществления деятельности, соответствующая сертификация, разрешения контролирующих органов, учет в налоговой инспекции и многое другое. И все же, думаю, сильно упрощать процедуру регистрации не стоит: ремонт автомобилей – высокотехнологичный вид деятельности, где просто необходимы высокая квалификация, качественное оборудование и материалы, иначе ухудшится качество обслуживания, следовательно, пострадают сами автолюбители».
Ответ нелегалов
Мастер, у которого ремонтирует машину мой знакомый, – опытный специалист, занимающийся диагностикой и ремонтом авто не один десяток лет. Да и его нелегальная СТО – вовсе не синоним плохой. Обычный бокс приспособлен под профессиональную автомастерскую, есть все необходимые инструменты.
Хороший автослесарь особо в рекламе не нуждается: народная молва обеспечит его клиентами. Почему не легализуется? По словам «гаражных» мастеров, многих пугают бюрократические проволочки, необходимость проходить сертификацию и регулярно платить налоги. Как в таком случае сделать бизнес прозрачным?
– Создать равные условия для всех участников рынка: правила игры должны быть одинаковыми для крупных дилерских автосервисов и мелких частных фирм, – отвечает мастер. – Начать бизнес с нуля должна помочь разумная система кредитования. А эффективная схема защиты прав потребителей – отстаивать позицию клиента. В частности, должен работать «горячий телефон», по которому можно пожаловаться на недобросовестную СТО. Да и не мешало бы сократить число контролеров, которых, если работаешь легально, приходится постоянно «кормить».
От себя добавлю, что «гаражные» мастера все же не универсальны. Лишь единицы берутся за ремонт относительно новых иномарок, да и то без каких-либо гарантий. Что касается цен, то по сравнению с легальными автосервисами они, конечно, ниже, но не более чем на 20-40%.
Кто работает на СТО?
Хозяева СТО часто сетуют на недостаток квалифицированного и опытного персонала. Как и раньше, толковые автослесари входят в тройку самых востребованных профессий. Поэтому даже в официальных автосервисах попасть к хорошим мастерам – большая удача. Их знают по именам, «на прием» приходится записываться за неделю–две вперед. Их переманивают со станции на станцию, предлагают очень неплохую зарплату.
Например, на некоторых витебских СТО зарплата в 5-10 миллионов для мастеров с золотым руками не редкость, да и рядовые автослесари сейчас меньше трех миллионов мало где зарабатывают.
Особенно на рынке высок спрос на хороших диагностов: чтобы нащупать неисправности, одного опыта мало – нужна тонкая интуиция. Толковые электрики тоже на особом счету (укротить непослушный компьютер по силам не каждому). Не меньше ценятся специалисты по коробкам передач и двигателям, особенно дизельным (в Витебске таких раз-два и обчелся – проверено на себе).
Выбор автомобилиста
Готовя публикацию, я поинтересовался у знакомых автомобилистов, как они относятся к «гаражам».
Александр Помеленок:
– Замену расходных материалов, элементарную диагностику стараюсь делать сам, но при необходимости серьезных работ, например, замены ремня ГРМ или устранения проблем с электроникой обращаюсь только на СТО. Возможно, это дороже, но зато я уверен в качестве работ, да и гарантия есть.
Денис Юрчак:
– Не во всех официальных автосервисах есть знающие специалисты. Я пытался с их помощью устранить проблемы с карбюратором на своем старом «Ниссан-Примера». Объехал три СТО, и нигде не помогли, а потом нашелся один Кулибин, который все сделал в «гараже». Но свою новую машину обслуживаю только на официальном автосервисе – слишком сложная там комплектация для нелегальной мастерской.
Сергей Углов:
– Что-то я делаю и в «гаражах». Но обращаюсь только к годами проверенному человеку. Здесь большое значение играет личное отношение к мастеру. Не на всех автосервисах чувствуется ответственный подход к твоему автомобилю. Где-то слишком молодые слесари, заботящиеся только о деньгах, а значит, работающие на поток. Где-то нет узких специалистов.
Василий Силиванов:
– Новый автосервис – это как первое свидание. Можно сразу влюбиться или нет. О витебских СТО впечатления двойственные. На одной меня откровенно «раскручивали» на деньги, предлагая продиагностировать одно, потом другое, третье. Потерял и время, и свои кровные. Зато на другой мастер буквально по звуку определил неисправность и взялся за ремонт.
Комментарий специалиста
За ним мы обратились в одну из крупнейших мастерских области – Витебское областное унитарное предприятие автосервиса и торговли, работающее в этой сфере более 50 лет. На улице Терешковой, 9 выполняются все виды ремонтов – от диагностики до сварочных и окрасочных работ. Причем, по словам главного инженера предприятия Леонида Мельцина, в отличие от «гаражных» ремесленников за качество здесь ручаются. Государственное предприятие – единственное в регионе, получившее сертификат на обслуживание всех производимых в мире автомобилей. Работники, а их здесь почти сотня, – дипломированные высококлассные специалисты. На все виды работ предоставляется гарантия, выдаются расчетно-кассовые документы, цены – по соответствующему прейскуранту. Находка для многих владельцев подержанных авто – цех диагностики уровня СО-СН, центры быстрой замены масла, мастерская по ремонту турбин, антикоррозионной обработке и многое другое. Здесь нам сформулировали свое мнение, почему нужно обращаться именно в легальный автосервис, и подсказали, как правильно его выбрать.
Леонид Мельцин:
– Обратившись в «гараж», где не дают никаких гарантий, можно в итоге поплатиться и временем, потраченным на хождение по разным инстанциям в поисках справедливости, и расходами на безопасность автомобиля. Поэтому даже если нелегальный предприниматель предлагает услуги по примлемым ценам, куда более выгодно иметь дело с зарегистрированными автосервисами. Особенно это касается владельцев современных машин с бортовыми компьютерами и сложнейшей комплектацией. Ведь для каждой марки сейчас необходимы свой инструмент и оснастка. Причем его так много, что на нашем предприятии есть отдельное помещение-инструменталка. Ни в коем случае нельзя доверять «гаражным» специалистам работы с двигателем, установку ремней ГРМ и другие сложные работы. Не стоит экономить даже на замене расходников – тормозных колодок, рулевых наконечников и так далее. Это дело вашей личной безопасности. Ведь вряд ли в «гаражах» после выполнения этих работ будет проведена необходимая диагностика, регулировка развала-схождения, проверка тормозной системы на тормозном стенде, что является обязательным. Обращайте внимание на детали, например, как оформлен стол заказов, мастерские, да и внешний вид слесарей может о многом сказать.
Вместо эпилога
Образно говоря, автосервис сегодня курица, которая несет золотые яйца. И за его развитием будущее. Контроль должен быть, но разумный, направленный на создание конкурентной рыночной среды, в которой легальным СТО было бы удобно работать, а водителям – иметь возможность выбора.
Витебское областное предприятие автосервиса и торговли находится в Витебске на ул. Терешковой, 9.
Стол заказов – 55-1477, 8-029-120-7107 (velcom).