За прошедшие 5-10 лет, как показывает статистика, жители области стали покупать значительно больше товаров длительного пользования, одежды, обуви.Увеличилось потребление биологически ценных пищевых продуктов:
рыбы, овощей, яиц, растительного масла.
Не исключение и нынешний год – возросли продажи холодильников, стиральных машин, пылесосов, изделий из трикотажных, хлопчатобумажных и льняных тканей, мяса птицы, сухих детских смесей, сыров, сливочного и растительного масла, соков.
А вот хлеба, макаронных изделий, муки, крупы покупают теперь меньше.
Насколько полно удовлетворяется спрос населения, какие изменения происходят в торговой сети области? Об этом мы попросили рассказать начальника управления торговли и услуг облисполкома Ирину Левкович.
– В целом объем розничного товарооборота за январь-ноябрь этого года увеличился примерно на четверть, – отметила Ирина Петровна. – Чтобы удовлетворить возрастающий спрос населения, в области обеспечивается стабильность поставок товаров на потребительский рынок, на межсезонный период создаются запасы овощей, яблок, продукции животноводства. А реализуемая система мер по поддержке отечественных товаропроизводителей позволяет постоянно иметь на внутреннем рынке области широкий ассортимент качественных товаров белорусского производства. Их удельный вес в розничном товарообороте учитываемой торговой сети за 11 месяцев текущего года составил 84,2%. При этом промтоваров отечественного производства – 77,9%, продовольствия – 88,1%.
– Ирина Петровна, достаточно ли в нашей области магазинов, чтобы обеспечить доступное и качественное торговое обслуживание ее жителей?
– В принципе, да. У нас более 4,4 тысячи магазинов, 34 торговых центра, 62 рынка, 1,6 тысячи кафе, столовых и других объектов общественного питания. С точки зрения социальных стандартов торговая сеть области оптимальна. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей составляет в среднем 329 кв. м (норматив – 260 кв. м). Кроме того, на 1 тысячу жителей приходится 19,9 мест в общедоступной сети общественного питания, при нормативе 15. В деревнях, где нет стационарных магазинов, налажена работа автолавок. Машины с товарами приезжают туда не реже двух раз в неделю, по согласованным с райисполкомами графикам. Всего по области 132 автомагазинами обслуживается 3505 деревень, в которых проживают около 80,5 тысячи человек.
При этом торговая сеть области развивается и расширяется. Например, в этом году открыт 51 объект общественного питания, в том числе 7 – придорожных и 20 – быстрого обслуживания. В Витебске посетители уже оценили кафе «Задвинье», где представлена белорусская национальная кухня. Вводятся в эксплуатацию обновленные в ходе реконструкции магазины, такие как три магазина ОАО «Витебские продукты» (на проспектах Фрунзе, Московском, улице Смоленской областного центра). Строятся новые. В целом объем инвестиций в основной капитал предприятий торговли городов области за 11 месяцев этого года составил 43,5 млрд. рублей.
Но в последнее время магазинов не только стало больше, приятно изменился их внешний облик, в том числе и благодаря использованию новых материалов в оформлении интерьеров, современному оборудованию, широкому ассортименту красиво упакованного товара на прилавках и в витринах.
– Эти преобразования наверняка требуют и внедрения новых форм обслуживания?
– Магазины области становятся, можно сказать, ближе к покупателям. Почти половина из них – магазины самообслуживания, 75% работают без перерыва на обед, а 65% – и без выходных.
Сейчас все больше людей получают зарплату на банковские пластиковые карточки. Чтобы они могли безналично рассчитаться за покупки, предприятия торговли используют платежные терминалы. Оборудование для обслуживания держателей пластиковых карточек в области имеют 743 магазина и объекта общепита, или 16,8% от их общего количества (а в городах – каждый третий). Этого недостаточно, поэтому оснащение магазинов платежными терминалами будет продолжено. В качестве примера активной работы над увеличением доли безналичных расчетов с покупателями хочу отметить предприятие «Витебские продукты». Для популяризации этого способа расчета в его магазинах постоянно проводятся рекламные акции для держателей пластиковых карточек, а с лета введена дисконтная накопительная система скидок.
Словом, торговля сегодня старается идти в ногу с требованиями времени, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы самых разных слоев населения области, предложить качественные товары в широком ассортименте.
Татьяна Горнова, «НС».