– В принципе закон существенно не изменился, он просто дополнен определенными статьями и нормами. Все права потребителя, которые были закреплены прежним законом, остались неизменными.
Многие потребители, например, не знают, что с 2002 года все товары, которые продаются не территории Беларуси, от обуви до сложной бытовой техники, рыночные или купленные в магазине, по закону имеют гарантийный срок 2 года. Но сроки, устанавливаемые продавцами, часто намного меньше. Случается, что товар приходит в неисправность как раз по истечении срока, указанного продавцом. Чтобы добиться ремонта или компенсации его стоимости по общереспубликанской гарантии (равной двум годам), потребитель имеет полное право обратиться в сервисный центр, провести диагностику товара. Если причина поломки в производственном браке, потребителю выпишут соответствующий акт проверки, на основании которого уже можно будет взыскать деньги с продавца или изготовителя.
По новому закону, круг лиц, ответственных за качество товара, расширился. Требования теперь можно предъявлять не только продавцу, но и его представителю, а также представителю изготовителя, отдельные – даже поставщику. Причем, если юридическое лицо (предприниматель, фирма, предприятие) закрылось, обанкротилось, все равно, пока действует двухгодичный гарантийный срок, с него можно потребовать ремонт либо возмещения стоимости ремонта, а в крайнем случае – расторжения договора, замены товара. Правда, в этом случае, вероятнее всего, придется обращаться в суд. Самое главное – доказать, что на момент заключения договора предприниматель вел хоздеятельность.
Согласно новому закону, продавцом теперь является и физическое лицо, которое однократно продало какой-либо товар. То есть, покупая что-либо «из рук в руки», достаточно просто зафиксировать сам факт купли-продажи – например, в техпаспорте товара, в виде расписки. Тогда вы сможете предъявить продавцу требования в случае поломки до истечения гарантийного срока.
В закон введена норма, которая защищает и права продавца. Теперь, в случае, если он продал некачественный товар и покупатель потребовал с него возмещения стоимости ремонта либо замены, продавец может, рассчитавшись с потребителем, те же требования предъявить к изготовителю, у которого он этот товар приобрел.
Ремонтные организации в случае задержки выполнения работ несут ответственность в виде неустойки за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости товара на момент сдачи в ремонт. Сроки ремонта устанавливаются в соответствии с нормативно-правовой базой. Например, на устранение неполадок в мобильном телефоне необходимо 7 дней, на проведение экспертизы, выдачу заключения – 14.
Теперь стало проще взыскивать штрафные санкции с продавцов, которые не выполняют в срок доставку и установку приобретенного товара, например, мебели, заказанной по образцу. Нужно только потребовать указать в договоре купли-продажи эти сроки, чтобы существовало документальное подтверждение ваших прав.
И еще одно новшество в пользу потребителя: если раньше для проведения экспертизы качества выполненных работ либо товара, обратиться в экспертное учреждение (ту же торгово-промышленную палату) мог только продавец, то теперь это может сделать и сам покупатель. И хотя он будет делать это за свой счет, убытки продавец или изготовитель должны будут возместить ему потом вместе со стоимостью товара.