Необходимость принятия такого закона, считает юрист 1-го класса, прокурор организационно-контрольного отдела прокуратуры области Ольга Яскевич, назрела давно. Анализ прокурорской практики показывает, что ненадлежащее качество жилищно-коммунальных услуг, несоблюдение сроков устранения их недостатков, проблемы с неправильным начислением сумм по оплате этих услуг часто становятся причиной обращения граждан в различные инстанции, в том числе и в прокуратуру.
Например, в прошлом году в прокуратуре области рассматривали жалобу жителя Орши о том, что в подъездах домов редко проводится уборка. Согласно санитарным нормам и правилам, влажная уборка мест общего пользования должна проводиться не менее 1 раза в 7 дней, а сухая – каждый день. Вместе с тем в решении Оршанского горисполкома было определено, что уборка подъездов, лестничных площадок, фойе домов осуществляется только два раза в месяц, мытье окон – дважды в год (весной и осенью). Просьбы и жалобы оршанца в горисполком и жилищно-коммунальное предприятие оставались без внимания.
Предприятие ЖКХ «Витрайкомхоз» долгое время не предпринимало никаких мер по поступившему в конце января прошлого года обращению жителей одного из домов в поселке Витьба. В здании протекала крыша, квартиры были обесточены, обвалились клееные потолки, обои, пострадала мебель. Вплоть до марта работники «Витрайкомхоза», помимо обследования дома, никаких мер по приведению жилищ граждан в пригодное состояние не предпринимали.
Это же предприятие никак не отреагировало на обращение жительницы деревни Зароново о том, что батареи в ее квартире с начала отопительного сезона не греют, температура воздуха в помещении 11-13 градусов тепла. Дети дома ходят в сапогах, спят в одежде. В ответ на повторное обращение женщине сообщили, что отопление в квартире восстановлено. Однако батареи продолжали оставаться холодными.
Новый закон регламентирует порядок рассмотрения требований потребителя к ЖКХ. В нем четко прописано, что в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания ее с недостатками потребитель сообщает об этом исполнителю или в аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре. Уведомление можно оформить в виде письменной претензии или устного заявления, в том числе и по телефону – в любом случае исполнитель или аварийно-диспетчерская служба обязаны его регистрировать. Работник, принявший заявку, должен сообщить потребителю сведения о себе и регистрационный номер заявки. После этого специалист должен прибыть к заявителю в сроки, установленные договором. Он составляет претензионный акт и с согласия потребителя при наличии технической возможности может сразу же оказать необходимую жилищно-коммунальную услугу или устранить ее недостатки.
Если исполнитель пришлет письменный мотивированный отказ в выполнении работ, то потребитель может за свой счет провести независимую экспертизу качества услуги либо факта ее неоказания и обжаловать отказ в суде.
Также в случае отказа потребитель может привлечь к оказанию жилищно-коммунальных услуг третьих лиц либо выполнить эти работы самостоятельно, если это технически возможно. В таком случае об этом нужно проинформировать исполнителя и потребовать с него возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов.
Законом определена гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (обязанность возмещения причиненных убытков, вреда и неустойки). Все сроки выполнения работ, рассмотрения заявлений и т.д. указаны в законе.
Конечно, новый закон повышает и ответственность собственника за содержание жилья. А упростит ли на деле этот нормативный акт взаимоотношения коммунальных служб и потребителей их услуг, покажет время.