Нередко рейсы с самым тяжким «грузом 200» на борту выполняли экипажи из состава прославленного 339-го военно-транспортного авиаполка, дислоцировавшегося в Витебске, того самого, что участвовал в операции по высадке военно¬служащих Витебской воздушно-десантной дивизии в Афганистане в декабре 1979-го. В числе таких пилотов был и витеблянин, военный летчик 1-го класса полковник в отставке Михаил Комарчук.
– Помню, как в феврале 1980 года поступила команда на загрузку более 70 погибших, – вспоминает он. – По количеству цинковых гробов и рейсов «Черного тюльпана» мы, военные летчики, судили о наших успехах и неудачах в Афганистане.
Откуда взялось это название – «Черный тюльпан»? Витебские ветераны-авиаторы утверждают, что в Ташкенте в период афганской войны существовало одноименное похоронное бюро, где изготавливали цинковые гробы для погибших советских воинов. Когда самолет Ан-12 начал доставлять в Союз первые жертвы, кто-то навсегда «приклеил» ему траурно-поэтичное имя похоронного бюро.
* * *
Вот каким запомнилось начало войны непосредственному участнику тех событий тогда гвардии ефрейтору 80-й отдельной разведывательной роты 103-й воздушно-десантной дивизии, а ныне майору запаса, руководителю Витебской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Братство» Андрею Ивонину, трижды побывавшему «за речкой».
– Дивизию подняли ночью 10 декабря. Я был послан к нашему ротному переводчику Ханову. Из Зеленого городка, где дислоцировалась тогда разведрота, побежал за ним в другой конец Витебска – на Смоленскую улицу. По пути на улицах спящего города встретил еще с десяток посыльных. Под утро наша рота на машинах вышла из Зеленого городка. Слухи о том, что дивизию должны бросить куда-то на южные рубежи, давно ходили даже среди солдат. Но мы склонялись к тому, что это скорее будет ирано-иракская граница – тогда эти два государства конфликтовали. На аэродром Болбасово под Оршу прибыли не только разведчики, но еще и подразделения дивизии. Несколько дней подряд, пока сидели в ожидании дальнейших приказов, нам демонстрировали фильмы, показывали концерты художественной самодеятельности, в общем, поднимали боевой дух. Приблизительно через неделю личный состав и технику перебросили в Казахстан. Там томительное ожидание, прерываемое «тревогами» с посадкой в самолеты, продолжалось еще несколько дней. Мы, солдаты, по-прежнему ощущали какое-то необычное к себе внимание и заботу – концерты, белье первой категории, все это, мягко говоря, озадачивало. Неизвестность стала еще более обременительной, когда выдали боевые патроны. Под вечер 25 декабря нас подняли по тревоге. Мое отделение находилось на одном борту с комдивом генерал-майором Рябченко и управлением дивизии. Самолеты один за другим садились с интервалом в 10-15 минут, личный состав выскакивал из рампы практически на ходу, затем на рулежку выкатывали технику, и борт снова уходил на взлет. К утру таким челночным способом высадилась вся дивизия.
Первое впечатление было, будто мы прилетели в достаточно цивилизованный город – современный аэропорт, вокруг море огней. Американский транспортник ДС-10 «Дуглас», стоявший неподалеку, показался громадиной по сравнению с нашими Ил-76. Все изменилось, когда с рассветом мы увидели вокруг не светящиеся небоскребы, а горы, усеянные сотнями ветхих мазанок, – это их огни горели в ночи.
Утром обратили внимание, что из-за дувалов за нами внимательно наблюдают местные жители, впрочем, скорее с любопытством, чем с неприязнью. Позже, лично общаясь с мирными афганцами, убедились в том, что нас не воспринимают здесь как агрессоров-завоевателей. Вездесущие афганские «бачата» (дети) были особенно расположены к советским солдатам. Прибегали, меняли безделушки: вроде щипчиков для ногтей и электронных часов на продукты, какие-то вещи. Один из наших солдат отдал им свою зимнюю шапку – поначалу было достаточно тепло в Кабуле, а через пару дней, когда грянул мороз и выпал снег, сильно об этом пожалел.
* * *
32 тысячи уроженцев Беларуси прошли через горнило Афганистана. Наверное, поэтому на нашей земле так много мемориальных мест, связанных с той необъявленной войной. Хронология событий отражена в экспозициях Витебского городского музея воинов-интернационалистов.
Здесь представлены фотографии и документы, рассказывающие о первых жертвах «необъявленной войны». Особый интерес представляют выдержки из дневника нашего земляка рядового Юрия Пахомова:
«18.05.80. ...Завтра уходим в рейд, сегодня сборы. По правде говоря, все ребята рвутся участвовать в открытых боях, где можно увидеть противника».
«08.06.80. ...Операция длилась 9 дней. За это время мы потеряли двух человек, четверо – тяжело ранены... Одно скажу, мы просто на 10 лет стали взрослее. Понять это непросто, когда ранен твой товарищ и ты, рискуя собой, должен преодолеть бурлящую реку и доставить его к своим».
«20.09.80. ...Сгорел БТР, ранены 5 человек. Обстрел колонн все продолжается, появились у душманов гранатометы. Обстановка не из лучших, хотя в газетах пишут, что Афганистан уже строит социализм. Гибнут ребята, с каждым днем все больше, и нет простого объяснения: за что?»
На одном из стендов – пропитанный кровью перевязочный пакет врача парашютно-десантного батальона капитана медицинской службы Александра Костенко.
Уроженец Витебщины редактор многотиражной газеты Витебской воздушно-десантной дивизии Артур Матеюн, потерявший «за речкой» брата Романа, принес в дар музею первые экземпляры дивизионной газеты, агитационные листовки и самодельный печатный станок, на котором они были выпущены в первые дни пребывания десантников на афганской земле.
* * *
В ходе боевых действий потери 103-й воздушно-десантной дивизии составили 907 человек. Среди погибших 96 офицеров, 12 прапорщиков, 184 сержанта и 615 рядовых. Около 20 тысяч воинов-десантников за этот период награждены орденами и медалями. Семь гвардейцев стали Героями Советского Союза, четверо из них посмертно.
* * *
Летчик-штурман вертолета Ми-8 из состава 335-го отдельного вертолетного полка лейтенант Сергей Короткин свою летную карьеру начал в Витебском аэроклубе ДОСААФ имени Горовца. Витебский парень жил, болел небом. Увы, однажды он остался в небе навсегда. В короткие минуты отдыха Сергей писал письма родителям.
31.08.1984.
«...Завтра уже первый день осени. У нас дома эти дни красивее. Как хорошо сейчас в лесу, грибов уже, наверное, полно. Поедете по грибы, не забудьте взять Сашу (сына – А. Л.). Папа, обязательно свози его на рыбалку. Ты же знаешь, как он любит быть на воздухе...».
21.09.1984.
«Пишу вам после долгого перерыва. Но на это были причины – командировка. Бываем на многих аэродромах, а на свой летишь, как домой... Спасибо, что купили Саше велосипед. Рассказывайте ему обо мне, а то приеду и не узнает. Вы просите, чтобы писал чаще. Но, мама, что писать, ведь здесь все однообразно – спишь, ешь, летаешь. Так что не обижайтесь».
20 марта 1985 года вертолет лейтенанта Сергея Короткина после вылета из Джелалабада был сбит в районе населенного пункта Робат. Члены экипажа и пассажиры – группа советников – погибли. Гвардии лейтенант Сергей Короткин посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Афганская рана болит и сегодня, спустя два десятилетия после окончания той страшной войны.