
Недавно стала невольной свидетельницей разговора двух студенток. Со знанием дела они рассуждали о машинах и их необходимости в современном мире. Разговорились. Оказалось, девушки учатся в одной из витебских автошкол и скоро сами получат заветные права. Многие мои знакомые тоже поспешили записаться на курсы. Ничего удивительного, когда автомобиль становится не роскошью, а средством передвижения, такой всеобщий интерес понятен. Хотя плата за обучение с недавнего времени возросла, будущих водителей это не пугает. Так сколько стоят сегодня права? За ответом на этот вопрос мы отправились в автошколы Витебска.
Например, обучение в областной автошколе «Белорусского общества автолюбителей» обойдется в 830 тысяч рублей, плюс плата за топливо потянет еще на 150 тысяч. Незначительное повышение платы по сравнению с прежними ценами должно поднять рентабельность автошкол, улучшить их материально-техническую базу. По словам начальника отдела подготовки водителей Василия Кудрявцева, увеличив плату за обучение, школа не только сохранила кадры мастеров и преподавателей, но и закупила новый транспорт. Всего в распоряжении учащихся 36 машин, причем восемь из них новые, 2008 года выпуска.
Высокое качество преподавания, хорошие машины и приемлемая цена – вот что привлекает потребителей. За год одна из старейших автошкол Беларуси (ей уже более 30 лет) выпускает около 1700 человек. Интересно, что большинство из них – девушки.
«Наша автошкола известна и своими строгими правилами, – говорит Василий Прокофьевич. – У нас нет такого понятия, как самостоятельное обучение. Пропустил занятия по неуважительной причине – не допустим на экзамен. Прежде надо полностью отработать программу». Жестко, но эффективно. Не зря выпускники этой автошколы одни из лучших по уровню подготовки в городе.
Около 785 тысяч рублей, без учета цены бензина, стоит обучение в частной автошколе ООО «Автовитцентр». К слову, еще в прошлом году оно обходилось на 100 тысяч дешевле. Теперь же тарифы нефиксированные. «Цены на топливо, запчасти, тот же ремонт постоянно растут, – объясняет директор Светлана Степаненко, – приходится повышать расценки». У нас 12 машин, почти все – иномарки. Не секрет, что учиться вождению на них проще, но обслуживание таких авто обходится дороже. И топлива импортные машины «кушают» больше. Например, полный курс вождения на 92-м бензине облегчит карман тысяч на 200.
Несмотря на послабления в ценообразовании в сфере услуг автошкол, стоимость учебы сильно не повысится и впредь. Это просто невыгодно, ведь основные учащиеся – студенты и рабочая молодежь. Многим оплатить курсы помогают родители. Для удобства сумма вносится по частям.
Светлана Федоровна не видит разницы между частными и государственными автошколами. Везде качество знаний зависит от опыта инструктора и желания курсанта получить как можно больше знаний и умений. Сама водитель со стажем, она считает, что наиболее дисциплинированные водители получаются из девушек. Статистика показывает, что они не только легче обучаются, но и реже пересдают экзамены.
В пределах 870 тысяч рублей (без учета стоимости бензина) придется потратить на учебу тем, кто выберет автошколу ООО «Витавтосервис». Довольно популярная в Витебске школа подготовила в 2008 году 585 водителей. По словам заместителя директора Анатолия Галая, в ближайшем будущем плата за обучение в «Витавтосервисе» не увеличится. Автошкола по-прежнему хочет оставаться доступной для рядового потребителя и обеспечивающей качественную подготовку.
В Витебской области наиболее низкие тарифы за обучение. В среднем от 800 тысяч до 1,2 млн. рублей. Для сравнения, в Минске они колеблются в диапазоне от 1,1 до 1,6 млн. рублей. По многим прогнозам, экономический кризис снизит количество людей, поступающих в автошколы. Хотя желающие сесть за руль самостоятельно наверняка найдутся, ведь из кризиса надо выходить, переучиваться на новые профессии, становиться работником мобильным. Без водительских прав эта цель порой недостижима.
Анна Наумова, фото Антона Степанищева, «НС».