Образовательный процесс в дошкольном возрасте построен на игре. Но вот вопросы и проблемы, связанные с его организацией, на игру совсем не похожи. Взрослым взглядом на детский сад в беседе с корреспондентом «НС» поделилась главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования облисполкома Елена Лядвина.
– Сегодня в области 657 дошкольных учреждений. Из них 29 ведомственных, остальные бюджетные. Частных детских садов, посещение которых было бы полностью платным, у нас нет. Родители только вносят 60% от общей стоимости питания ребенка в обычном садике. Государству же полное содержание одного малыша в год обходится в 3 млн. 300 тыс. рублей.
В области работают 4 детсада санаторного типа – в Верхнедвинском районе, Новополоцке, Октябрьском и Железнодорожном районах Витебска. Кроме того, на базе учреждений общего назначения сформированы 48 санаторных групп. Есть и 7 центров развития ребенка. Но мы не форсируем их широкое распространение. Двигаемся поступательно, по национальной программе «Пралеска», которая оказалась очень удачной и полностью обеспечивает психологическое, физическое развитие ребенка. А всё, что «сверх того», – в центрах развития, где эти дополнительные услуги уже стоят денег. Впрочем, некоторые дошкольные учреждения предлагают обучение счету и письму по методике Николая Зайцева, системе Монтессори, «Первый шаг», а также технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения). Все это хорошие технологии, они дают отличные результаты. Но и в рамках базовой программы можно обеспечить ребенку необходимую подготовку. Тут все зависит от воспитателя. А еще почти в любом детском саду есть кружки по интересам. Но чересчур увлекаться ими не стоит: дополнительными занятиями и программами ребенка можно перегрузить.
– А какие есть кружки?
– Всего в области 1778 кружков различной направленности: ИЗО, хореография, музыка, театрально-игровые кружки (очень популярные среди воспитателей и детей), декоративно-прикладное искусство, фольклорные, мягкая игрушка, иностранные языки и другие. Больше половины их – бесплатные. Если в городе проще организовать платные кружки, то в сельской местности – нет. Вот для деревенской детворы и вводят бесплатную форму всевозможных занятий. Кроме того, существует такое понятие, как учреждение, создавшее условия для дошкольного образования детей с особенностями психофизического развития. На базе детских садов действуют либо специальные группы, либо пункты коррекционной педагогической помощи. Тогда вводится ставка учителя логопеда или дефектолога, в зависимости от потребностей. Занятия с ними бесплатные.
– Последние три-четыре года страна, в том числе и наша область, переживает настоящий бэби-бум. Справляются ли детские сады с очередями?
– Как таковой очереди для определения ребенка в сад нет, существует предварительный учет. Все дело в выборе, который делают родители в пользу того или иного учреждения. Как только ребеночек появился на свет, они спешат в районный отдел образования и просят, чтобы через два-три года их малыш попал именно в этот садик и никакой другой. В итоге, например, есть два учреждения рядом, но в одном свободных мест достаточно, а в другом уже перегрузка.
В настоящее время в дошкольных учреждениях воспитываются 45587 детей, а мест по проекту свыше 58 тысяч. То есть в целом Витебщина обеспечена местами в детских садах. Программой развития дошкольного образования в области запланировано до 2015 года построить 6 дошкольных учреждений, чтобы снизить имеющуюся нагрузку в некоторых детсадах, особенно в микрорайонах новостроек. В частности, уже сейчас готова проектная документация строительства детсада в микрорайоне Билево-1 в Витебске. По мере поступления средств новые дошкольные учреждения появятся в Полоцке (м-н аэропорта), д. Борковичи (Верхнедвинский район), Новополоцке (8-й м-н), Орше (м-н №5), Витебске («Юг-7»).
Чтобы всех обеспечить местами, мы активно внедряем и развиваем различные формы дошкольного образования. На базе обычных учреждений открываются группы кратковременного, вечернего пребывания, сезонные игровые площадки. Есть три детских сада семейного типа: два – в Верхнедвинском и один – в Толочинском районах. Открываются семейные группы. Такая форма дошкольного образования более актуальна для села, где сильны родственные связи. Кстати, за последние два года ситуация в районах значительно улучшилась. Сегодня 76,3% детей в сельской местности охвачены дошкольным образованием. А еще в 2006 году было только 50,9%.
Также потихоньку начинаем выводить из детских садов первые классы. В прошлом году в Витебске вывели 12, благо школы сегодня могут обеспечить обучение «первачков» на своей базе. В 2009 году мы продолжим эту работу.
– Как ни крути, а мама отдает свое дитя под присмотр чужих людей потому, что должна зарабатывать деньги для семьи. С какого возраста ребенка можно отдать в сад (ясли)?
– Хотя новоиспеченная мама может получать пособие до трех лет с рождения ребенка, многие все же отдают детей в детский сад уже после двух лет, а то и раньше. Наиболее подходящий для адаптации возраст – 2,5-3 года. От того, как пройдет этот процесс, зависит формирование психики ребенка, его подготовленность к школе. Хотя нельзя сказать, что в последнее время резко увеличилось количество заявок на ясли. В прошлом году в самых младших группах были 724 ребенка, 2-3-летних деток – 5576. В этом году 793 и 6021 ребенок соответственно. Для того, чтобы не нанести малышу психологической травмы, в районах открываются адаптационные группы, когда мама может прийти со своим чадом на прогулку в детский сад, а потом и в группу, посмотреть, как здесь будут за ним ухаживать. Но главное – ребенок сможет постепенно привыкнуть к садику без отрыва от мамы и адаптация проходит легче. А родители, которые водят своих детей в такие группы, начинают глубже понимать проблемы, которые существуют в дошкольных учреждениях, чувствовать, насколько тяжел труд воспитателя. Адаптационные группы есть не везде, а только там, где имеются все необходимые условия, помещение для кратковременного пребывания.
– Многим родителям приходится отпрашиваться раньше с работы, чтобы забрать ребенка из детсада. Планируются ли какие-то перемены в режиме работы дошкольных учреждений?
– Мы считаем, что оптимальным является 12-часовой режим работы. В первую очередь это нужно ребенку. Если учреждение работает 12 часов, то, значит, с детьми рядом находятся два воспитателя – две родные добрые тети. А 10,5 часа меняют эту обстановку – на две группы работают три воспитателя, один подменный, которые чередуются. Для ребенка это сложно.
– Родителям важен уровень подготовки воспитателей. Какая у нас обстановка с педагогическими кадрами?
– Область укомплектована ими в полной мере. Но необходимо повышать квалификационный уровень наших педагогов. За прошлый год количество воспитателей с высшей категорией возросло с 7 до 12,5%. Большинство педагогов со среднеспециальным образованием, около 40% – с высшим. Предпочтение отдается специалистам-дошкольникам. Согласно заявкам отделов образования с сентября к работе в дошкольных учреждениях приступят 49 таких молодых специалистов. Но и учителя работают воспитателями, хотя они ориентированы на детей старшего возраста. В этой профессии мало быть дипломированным специалистом. Нужно быть и психологом, и артистом, а самое главное – любить детей. Это очень тяжелый в эмоциональном плане труд. Нельзя сказать, что в сфере дошкольного образования области большая текучесть кадров. Кроме того, с начала года тарифный оклад педработников поднялся на 5%, а молодым специалистам начисляют ежемесячные доплаты в размере 1 тарифной ставки первого разряда. Хотя зарплата, при огромных нагрузках, все же остается невысокой (в среднем 400-500 тыс. рублей у воспитателей и 200-300 тыс. у их помощников – нянечек). Кстати, нянечек уже вывели из разряда техперсонала, теперь они служащие, а в будущем станут младшими воспитателями, чтобы сделать эту должность более привлекательной.
Есть некоторые проблемы с медперсоналом. В малокомплектных учреждениях имеется только 0,25-0,5 ставки диетсестры. В сельской местности для обеспечения медобслуживания привлекают работников ФАПов.
– А няня на дом – такое у нас практикуется?
– Заниматься с детьми на дому тоже нужно по специальной программе или программе «Пралеска». Согласно утвержденному перечню платных услуг, оказываемых госучреждениями образования, воспитание и обучение может быть организовано на дому, если такое прописано в уставе конкретного детсада. Родители могут подать заявление, составляется договор подряда или договор на оказание платных услуг. Занятия должны проходить не менее трех раз в неделю по 2-3 часа в день. И обязательно минимум раз в месяц приводить ребенка в садик для интеграционных мероприятий. Ведь очень важно развивать у него коммуникативные качества. Пока, правда, заявок от родителей не было. За детьми чаще присматривают бабушки, дедушки, другие родственники и сердобольные знакомые, а также иногда студенты. По заявлению родителей отделы образования также оформляют на работу воспитателя или учителя-дефектолога для деток с некоторыми заболеваниями или особенностями психофизического развития. А структуры соцзащиты могут предоставить услуги нянечки для многодетной семьи.
– А еще чем порадует программа развития системы дошкольного образования?
– Запланировано открытие новых санаторных групп. Например, в этом году их появится 10, скорее всего, в сентябре. В планах также создание 8 интегрированных групп, которые наравне с другими могут посещать дети с проблемами в развитии.
На укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений в 2009 году в рамках программы областью выделен 1 млрд. 650 млн. рублей. Сумма не так уж велика, но эти деньги мы обязательно потратим с умом.
– А еще чем детским садам могут и должны помогать родители? И обязаны ли они делать вступительный взнос, отдавая ребенка в дошкольное учреждение?
– Это незаконно. Такие случаи еще бывают, но, надеюсь, что они единичны. Принимать дошкольника в сад должны безоговорочно, без каких-либо условий. Все средства, которые поступают от родителей, спонсоров, других частных лиц, должны перечисляться через банк на спецсчет учреждения и только на добровольной основе. Работа попечительского совета, который создается в каждой группе, не ограничивается оказанием материальной помощи. Это еще и организация поездок, экскурсий, налаживание каких-то партнерских отношений.
На сегодняшний день имеющаяся база удовлетворяет потребности детей. Но нам недостает современного оборудования и игрушек. И в этом могут поспособствовать родители. Добровольно, конечно.