Обращений на «прямую линию», которую провела для читателей «НС» начальник жилищного отдела управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Наталья Селюк, было много. Люди рассказывали о проблемах, решение которых тянется порой годами, хотели узнать, как домоуправление рассчитывает платежи, на что тратятся деньги, собираемые с населения на капремонт и техобслуживание, и т. п. Через некоторое время мы обратились к Наталье Константиновне, чтобы узнать, что было сделано в ответ на обращения читателей.
Пенсионерка Ольга Павловна Муравская из Шарковщины жаловалась, что в результате прошлогоднего «благоустройства» в сквере возле ее дома были срезаны деревья, а их место заняли мусорные контейнеры, которые до этого преспокойно стояли чуть поодаль – около сараев. Теперь из дома Ольги Павловны открывается далеко не эстетичная картина. «Так ли уж необходимо было переставлять ящики для мусора, неужели на этом месте нельзя было, например, посадить цветы?» – сетовала она.
Что ж, возможность сделать клумбу себе и людям на радость у читательницы появилась: контейнерная площадка, по сообщению предприятия ЖКХ Шарковщинского района, перенесена в другое место.
А вот шарковчанам, живущим в доме № 38 на улице Молодежной, которые звонили на «прямую линию» в надежде приблизить его капитальный ремонт, к сожалению, в очередной раз придется подождать. Единственное, что пока сделали для них коммунальники, – это установили возле каждого подъезда скамейки (до этого даже посидеть во дворе было негде). Капитальный ремонт планируется на 2010 год, уже собраны исходные материалы на изготовление проектной документации.
Жительница горпоселка Ушачи Галина Михайловна Птушко рассказала, что в ее квартире нет в установленные дни горячей воды, постоянные проблемы с отоплением: «Ребенка одеваю практически как на улицу, а чтобы белье постирать, грею воду».
Комиссия районного предприятия ЖКХ установила, что в квартире Галины Михайловны неравномерно прогревались радиаторы. Циркуляцию теплоносителя уже восстановили, будет сделан и перерасчет платежа за отопление. Кроме того, на этот год намечена реконструкция системы горячего водоснабжения дома. Без этого проблему не решить: дом тупиковый, и часто требуется большой пролив воды, чтобы пошла горячая. А так как в квартирах установлены счетчики, не каждый хозяин будет впустую лить из «горячего» крана холодную воду.
«Почему жильцы соседнего дома, где нет счетчика тепла, за отопление платят меньше? – хотела узнать Тамара Николаевна Шарец из деревни Яново Сенненского района. – В феврале домоуправление что-то делало, чтобы снизить потребление домом тепла, а получилось, что платить мы должны еще больше».
По информации, полученной от сенненских коммунальников, расшифровка показаний установленного на доме читательницы прибора учета тепловой энергии показала, что он работает исправно. Дом действительно потребляет много тепла, это зависит и от теплопотерь самого здания, и от того, экономят ли тепло жители. В феврале для снижения сверхнормативного потребления проведена регулировка системы. Но так как было на 2-3 градуса холоднее, чем в январе, теплоэнергии на обогрев дома затрачено больше, что и отразилось в платежных квитанциях. Жильцы так называемых безучетных домов платят за отопление по нормативу. В мае для них делается перерасчет, и они доплачивают разницу, исходя из фактического потребления теплоэнергии за отопительный сезон.
«Можно ли отказаться от ежемесячных отчислений на капремонт?» – спрашивала жительница поселка Богданово Сенненского района Любовь Васильевна Лыткина.
Вот какие разъяснения дает Сенненское предприятие ЖКХ. Отдельно отказаться от платежей на капремонт закон не позволяет. По договору, который жилищно-коммунальное предприятие подписывает с жильцами, оно обязано производить техническое обслуживание и капитальный ремонт дома (сумма отчислений на капремонт установлена равной платежу за техобслуживание). Вот этот договор по обоюдному согласию сторон и может быть расторгнут. После чего все работы по текущему содержанию дома, эксплуатации и ремонту крыши, внутридомовых инженерных коммуникаций, его капитальному ремонту жильцы берут полностью на себя.
«На что пошли деньги, уплаченные за техобслуживание?» – спрашивала Елена Богданова, жительница дома 74 корпус 1, что на Московском проспекте областного центра.
Согласно инструкции о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг техобслуживание жилого дома включает ремонт конструктивных элементов, лифтов и лифтовых шахт, технических этажей, подвалов, освещения лестничных клеток, прочистку вентиляционных каналов, уборку вспомогательных и придомовых территорий, выполнение аварийных заявок. По информации, полученной из ЖРЭТа Октябрьского района Витебска, для поддержания в удовлетворительном состоянии дома, в котором живет читательница, в 2001 году там был отремонтирован бойлер, 2002-м – стыки стеновых панелей в местах протекания и крыша. В 2003-м заменена нижняя разводка холодного и горячего водоснабжения, отремонтирован подъезд № 2, в 2004-м покрашен фасад пристройки и отремонтировано асфальтовое покрытие дороги, 2005-м установлены регулятор температуры и прибор учета тепловой энергии. В 2006-м был отремонтирован подъезд № 5 и обустроена контейнерная площадка для сбора мусора, в 2007-м подсыпан щебнем пол технического подполья, в 2008-м отремонтирован подъезд № 6.
С таким же вопросом обратилась и жительница деревни Ковали Лиозненского района Светлана Григорьевна.
Ответ ей дает районное предприятие ЖКХ: «В рамках программы преобразования деревни Ковали в агрогородок была изготовлена проектно-сметная документация на текущий ремонт фасадов 10-и домов. В 2006 году фасады 6-и были отремонтированы, на что затрачено более 34,5 млн. рублей (исходя из тарифов на техобслуживание, чтобы собрать эту сумму, жильцам понадобилось бы 15 лет). Кроме того, в этих домах была прочищена канализация и частично отремонтирован водопровод. Ремонт фасадов оставшихся домов и пешеходных дорожек будет сделан при подготовке жилищного фонда к осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов».
Витеблянка Любовь Карповна, проживающая в доме №21/6 на улице Димитрова, попросила ограничить проезд автомобилей через двор.
Специалисты ЖРЭТа Железнодорожного района Витебска побывали на месте и, убедившись, что водители в нарушение правил проезда по дворовым территориям нередко заезжают на зеленый газон, дали поручение ЖЭУ-18 в срок до 31 августа установить во дворе этого дома ограждение зеленой зоны.
Виктор Иванович Нездеров из горпоселка Копысь Оршанского района интересовался перспективами строительства там второй очереди станции обезжелезивания. Имеющаяся станция в период пикового разбора воды, а также летом не справляется с очисткой. Проведенные в прошлом году исследования показали превышение допустимого количества железа и другого осадка. Он также посетовал, что в поселке не всегда своевременно вывозят мусор.
Как ответили из оршанского предприятия «Райжилфонд», вторая очередь станции находится в стадии проектирования. Что касается замечания о вывозе мусора, то, действительно, смещение графика было. Из-за большой загруженности спецмашин. Сейчас режим их работы налажен более четко.
Жители деревни Устье того же Оршанского района пожаловались, что техническое обслуживание своего многоквартирного дома выполняют, по сути, сами и за свой счет – убирают подъезды, меняют лампочки в подвале…
«Ремонт электропроводки в подвальном помещении и монтаж ее в подъездах сделаны, – сообщил «Райжилфонд». – Уборка лестничных площадок должна и будет выполняться рабочим по комплексной уборке и содержанию домовладений (это входит в его обязанности). Вентиляционные каналы будут прочищены не позже третьей декады мая этого года».
В доме Светланы Николаевны Минченко, жительницы поселка Осинторф Дубровенского района, протекает крыша. Вода уже оставила свои метки на потолке и стенах квартиры читательницы, но исправлять ситуацию коммунальники, по ее словам, не спешат.
Предприятие «Дубровно-Коммунальник» подтвердило, что знакомо с этой проблемой. Текущий ремонт крыши будет сделан в ближайшее время, кроме того предприятие ЖКХ согласно оказать Светлане Николаевне помощь в косметическом ремонте комнаты. А вот капитальный ремонт дома пока не планируется из-за недостатка денег.
Текущий ремонт крыши будет сделан и в доме № 4 на улице Баграмяна в Городке. Такое обещание дает жительнице этого дома, нашей читательнице Анжелике Александровне Мороз, предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Городок».
Татьяна Анатольевна Толочко из Дубровно возмущалась тем, что после установки в доме коллективного прибора учета теплоэнергии плата за отопление увеличилась в разы: около 95 тысяч рублей за январь против ноябрьских и декабрьских 38 тысяч. «Почему так?» – спрашивала она.
В ноябре, по сообщению районной коммунальной службы, плата за отопление бралась с жильцов этого дома по нормативу, т. к. счетчик там установили только во второй половине месяца. По нормативу пришлось брать и в декабре, т. к. жильцы самовольно отключили счетчик. В январе расчет за 24 дня сделан по показаниям прибора учета, а за 6 дней, когда он опять же не работал, плата начислена, в соответствии с нормативными документами, по среднечасовым показаниям счетчика за период работы. В мае будет сделан перерасчет за октябрь-декабрь. Во избежание конфликтов и несанкционированных отключений счетчика жильцам предложено выбрать своего представителя, который будет контролировать его работу и правильность снятия показаний.
Оршанка Лидия Васильевна недоумевала, почему коммунальные службы так, на ее взгляд, лояльно относятся к людям, которые по несколько лет не платят за квартиру.
По переданным «Оршакомхозом» сведениям, в прошлом году предприятием за неуплату было отключено от коммунальных услуг 1592 квартиры, на 76 должников оформлены исполнительные надписи, подано в суд 789 исков о взыскании задолженности. Однако немало документов возвращается судом без исполнения, т. к. у должников нет имущества, на которое может быть наложено взыскание, и тогда остается крайняя мера – выселение. Жильцы 15 квартир лишились их за долги. И борьба с должниками продолжается. В январе уже нынешнего года подано в районный и городской суды 40 исков о взыскании задолженности по квартплате и коммунальным услугам. Насколько эти меры лояльные, каждый для себя решает сам. Но все делается в рамках действующего законодательства.