За хорошей дозой адреналина отправимся в Куковячино!
Земля с почти километровой высоты – это малюсенькие кубики домиков и тоненькие ниточки дорог и речушек. Незаметный на земле ветерок, умноженный на скорость самолета, превращается на такой высоте в сумасшедший шквал, который, кажется, может снести все на своем пути. Это приходит на ум, когда за бортом Ан-2 около 900 метров до земли, а входной люк открыт настежь. Сделать шаг в эту пропасть даже с парашютом за спиной для простого неподготовленного человека – поступок. Но адреналиновый шок, признаюсь, этого стоит!
О том, что Витебский аэроклуб имени А.К. Горовца готовит не только профессиональных парашютистов, но и организует «коммерческие» прыжки, я знал давно. Мало того, в студенческие годы вместе с несколькими друзьями уже использовал такую возможность и прыгнул с парашютом. Понравилось! И вот почти через десять лет я снова на аэродроме, правда, уже не в Журжево, а в Куковячино. Погода выдалась на славу: пригревало солнышко, в небе – ни облачка, небольшой ветерок.
Командир парашютного звена и по совместительству пилот Василий Стратович, благодаря которому стал возможным мой второй «подвиг», рассказал, что в последнее время интерес к «коммерческим» прыжкам значительно вырос. Испытывают себя не только предприниматели, директора фирм, инженеры, врачи, но и студенты, рабочая молодежь. «Приключение» стоит 70 тысяч рублей, что, в принципе, пустяк за воспоминания на всю жизнь. Немало любителей острых ощущений приезжает из районных центров, а также Полоцка, Новополоцка, Орши и даже Минска. Причем почти половина парашютистов-любителей – девушки.
В день, когда прыгал я, набралось еще девять новичков: семеро 18-19-летних студентов, которые специально приехали из Полоцка и Новополоцка, строитель из Калининграда, гостивший у родственников в Витебске, и сотрудник милиции. Среди студентов оказались три представительницы прекрасного пола. Богатым опытом похвастаться не мог никто. Лишь парень из Калининграда сделал три прыжка, да милиционер из Витебска – два. Остальные – дебютанты.
– Не страшно? А вдруг парашют не раскроется? – пытаюсь «напугать» девушку из Полоцка, представившуюся Машей.
– Пока нет, – отвечает она и улыбается. – Столько эмоций впереди! Вообще я экстремальный человек, с детства мечтала прыгнуть с парашютом, и вот родители сделали мне подарок ко дню рождения.
– А я очень высоты боюсь, – вступает в разговор Сергей из Новополоцка. – Хочу себя перебороть!
В общем, как и я, все приехали за острыми впечатлениями.
Подготовка парашютиста-новичка занимает около четырех с половиной часов. За это время мы поднаторели в теории: узнали о различных типах парашютов, азах парашютного спорта, правилах безопасности, а также вдоволь набарахтались в парашюте-тренажере на улице. Девушка-инструктор, за плечами которой несколько сотен прыжков, терпеливо втолковывала нам, как правильно «выходить» из самолета, когда и как дергать кольцо, как управлять своим полетом и правильно приземляться. Неподдельный интерес «курсантов» вызвали ее рассказы о безопасном приводнении (рядом – река!) и приземлении на деревья или (не дай бог!) провода. Конечно, мы узнали лишь азы парашютных прыжков. Для сравнения: подготовка спортсмена перед его первым прыжком включает не менее 40 часов теории. Впрочем, и прыгают профессионалы на «крыле» – парашюте, отличающемся прекрасным управлением, к тому же зачастую они сами решают, сколько находиться в свободном падении, не раскрывая парашют. Новички летят вниз на простеньких парашютах Д-1, называемых в народе «дубами». Управлять ими толком нельзя, приходится полагаться на ветер, к тому же парашют открывается принудительно – после трех секунд свободного парения. Так безопаснее – вдруг новичок растеряется и забудет про кольцо. Но даже если и это не сработает, заверили нас инструкторы, то на высоте 300-400 метров автоматически раскроется запасной парашют. Но это – большая редкость: с новичками в аэроклубе такого еще не случалось. Хотя при приземлении некоторые все же умудрялись вывихнуть или даже сломать ноги-руки. Надо помнить о правилах приземления!
В предполетной суете время пронеслось незаметно. Хотя нам и пришлось немного поскучать: поднялся ветер, а инструкторы не решились отдавать нас на его милость. Ждали вечера. Тем временем взлетал а садился «кукурузник», с неба на элегантных и маневренных «крыльях» приземлялись парашютисты-профессионалы. Они отрабатывали точность приземления – идеальный вариант сесть на «мишень» размером в два сантиметра. И ведь получалось!
Пока мы валялись на солнышке и рассказывали анекдоты, инструкторы вместе со спортсменами собирали парашюты. Подготовка одного занимает обычно около часа. Их готовность проверяют и перепроверяют несколько раз.
– Ну что, готовьтесь к прыжкам! – слова инструктора вывели нас из праздного ничегонеделания и заставили сердца биться чаще. Начинается!
Еще перебрасываясь шуточками, получаем экипировку: оранжевые, как у птенцов, костюмы, бутсы, шлемы и жилеты на случай приводнения. Все становятся серьезнее, когда нас просят подписать заявление об освобождении аэроклуба об ответственности. «Я понимаю и признаю, что парашютной деятельности присущи риск и опасность причинения вреда, я отрицаю наличие у меня психических и нервных заболеваний и иных болезней, негативно влияющих на парашютную деятельность. Освобождаю аэроклуб от любой ответственности…» – гласит бумага, под текстом на которой ты ставишь подпись. Затем посещение врача, который интересуется самочувствием, измеряет давление и…желает удачи.
Парашют и «запаска» – нелегкие штуки. Весят около 30 килограммов – с ними не побегаешь. С помощью инструкторов подгоняем обмундирование. Строимся перед предполетной проверкой. Руководитель полетов, в арсенале у которого несколько тысяч прыжков, лично проверят наши парашюты, еще раз повторяет правила поведения в воздухе и при приземлении, напоминает о кольце. Сердце бьется чаще. На лицах некоторых новоявленных парашютистов нервные улыбки, остальные очень серьезны. Не до смеха уже и мне. Недаром говорят, что второй и третий прыжки – самые страшные. Это правда. Потому что ты знаешь, какая встряска тебя ждет!
…Самолет делает большие круги, набирая нужную высоту. Мы сидим, прижавшись друг к другу. У еще закрытого люка стоит «выпускающий» инструктор, извещает, кто и под каким номером прыгает, еще раз проверяет наше снаряжение. Мне выпало прыгать третьим. У люка пронзительно звенит сигнал – первым парашютистам пора готовиться к «выходу». Инструктор открывает люк и подзывает одного. За бортом шквалистый ветер и... высота! Вовсе не жарко, но лоб покрывается испариной. Адреналин зашкаливает. В самолете тишина, нарушаемая только шумом двигателя. Не до разговоров – все в ожидании своего прыжка. Один за другим, кувыркаясь, исчезают далеко внизу два парашютиста.
– Подъем! – кричит мне инструктор и вновь распахивает люк. На ватных ногах привстаю и на полусогнутых подхожу к пропасти. Режет слух сигнал от пилота, и я, превозмогая себя, лечу вниз. Три секунды свободного полета – это падение на скорости 180-200 километров в час, сумасшедшая воздушная свистопляска, где нет ни земли, ни неба, огромная встряска для всего организма.
Автоматически дергаю за кольцо и чувствую рывок сверху. Парашют раскрылся! Следующие две минуты – плавное приближение к посадочной площадке и приземление. Это прекрасное время для того, чтобы насладиться землей с высоты птичьего полета. Приземляюсь почти спиной, что не совсем безопасно. Все из-за того, что впопыхах пытаюсь «управлять» парашютными стропами и меня разворачивает. Удар о землю сильный, но вовремя сведенные вместе ноги спасают от травм. Как хорошо на земле! Смотрю в небо – оттуда под куполами парашютов медленно спускаются мои напарники.
...Возвращаемся на «базу». Впечатлений море! Здорово, когда ты можешь преодолеть себя.
P.S. Прыжки с парашютом для новичков обычно проводятся каждую пятницу, субботу и воскресенье. Подробности можно узнать на сайте www.aeroclub.vitebsk.by или по телефонам
(8-0212) 27-1446 и 8-029-297-6655.