Серьезные экономические трудности испытывает градообразующее предприятие Полоцка – открытое акционерное общество «Стекловолокно», где работает более 4300 жителей города. Что предпринимается его руководством для улучшения ситуации, и каков прогноз развития событий? Ответы на эти вопросы пытался найти наш корреспондент.
– Влияние мирового кризиса, – сказал генеральный директор ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Николай Кочановский, – мы ощутили еще в середине 2008-го, а к концу года уже почувствовали его основательно. Главной проблемой стала реализация продукции, спрос на которую резко снизился. Даже подписанные контракты не выполнялись: отдельные покупатели, проигнорировав взятые обязательства, закрывали производства и не отвечали на звонки.
85% своей продукции «Полоцк-Стекловолокно» экспортирует за рубеж в более чем 40 стран мира. Это помогало нивелировать и ранее возникавшие перепады спроса и предложения. Но когда кризис охватил все регионы, потребление продукции значительно уменьшилось.
В результате все больше готовой продукции стало оседать на складах, предприятие снизило темпы роста производства.
анти - кризисный штаб
По словам коммерческого директора предприятия Сергея Свирщева, спад производства стекловолокна сегодня наблюдается во всех странах – аналогичные предприятия Европы, Америки, России сократили объемы на 40-50%, многие ведут политику выжидания. При этом полочане стали единственными в мире, кто не погасил стекловаренные печи.
Особенность непрерывного технологического процесса такова, что печь нельзя выключить как станок. Ее повторный запуск потребовал бы больших финансовых затрат. Поэтому в Полоцке исключили такую меру, в некоторой степени сознательно допустив наращивание складских запасов. Их планировалось распродать с наступлением благоприятного сезона, который начинается в мае. Затяжная весна планы частично скорректировала, и все же, по словам С. Свирщева, в ближайшем будущем восстановление рынка просматривается, по некоторым позициям он уже оживился.
Очень важно, что возобновлены поставки полоцкой продукции в США. До 1 декабря сохранится мораторий на экономические санкции, которые вводились в отношении ОАО «Полоцк-Стекловолокно» с 15 мая прошлого года. А это дает безусловные преимущества при работе с другими потребителями.
Общее улучшение ситуации на рынке аналитики прогнозируют к сентябрю. Но «Полоцк-Стекловолокно» живет не только надеждами. Для оперативного анализа рисков здесь создан антикризисный штаб. Все службы сориентированы на работу в новых условиях.
С конкурентами надо дружить
Специалисты коммерческой службы активно ищут новые рынки сбыта.
– Даже в условиях ужесточившейся конкуренции, – говорит С. Свирщев, – нам удалось увеличить количество стран, в которые отгружаем продукцию. Пытаемся задействовать все рычаги, которые только возможно.
Полочане делают ставку на индивидуальную работу с каждым клиентом, предоставляют покупателям всевозможные услуги по доставке продукции, активно взаимодействуют с посольствами Беларуси в странах зарубежья, обязательно участвуют в международных выставках. К примеру, в этом году представляли свои композиционные материалы в Париже, сейчас готовят большую рабочую группу для поездки во Франкфурт, где в июне пройдет выставка технических текстилей.
Это приносит результат с точки зрения выработки стратегии и уточнения ситуации на рынке. Есть возможность оценить требования к выпускаемой продукции, встретиться с потенциальными потребителями, узнать настроения конкурентов. С ними, как говорит начальник коммерческой службы, всегда надо иметь хорошие отношения, чтобы выбрать четкое направление своего развития, а не развиваться параллельно, где никто не достигнет результата. А выигрывает всегда сильнейший: тот, кто предложит оптимальное соотношение цены, качества и сервисного обслуживания.
Рынок диктует условия
– Чтобы реализовать продукцию и сохранить объемы производства, – продолжает генеральный директор Николай Кочановский, – мы должны выполнять условия, которые диктует рынок. Но снижать цену себе в убыток нельзя. Поэтому необходимо максимально сократить издержки производства, найти варианты снижения себестоимости. При этом – не потерять в качестве.
В структуре затрат на производство продукции главными статьями являются энергоресурсы, сырье и заработная плата. Отсюда вытекают и задачи: закупать более дешевое сырье, всемерно экономить энергетические ресурсы, сокращать отходы производства.
Кроме того, по словам Н. Кочановского, на предприятии решают задачи освоения новых видов изделий, технической модернизации производства. И сейчас продолжаются работы по введению в строй стекловаренной печи нового поколения.
Выплывут на собственной лодке
Ориентируясь на зарубежье, «Полоцк-Стекловолокно» не забывает о развитии внутреннего рынка, где теперь реализуется 15% продукции. Белорусскому потребителю предлагают стеклоткани для кровельных материалов, сетки для армирования штукатурки и заделки трещин перед шпатлевкой, антимоскитные сетки, теплоизоляционные материалы, способные выдерживать температуры от –60 до +60ОС, материалы для изготовления стеклопластиковых изделий.
Стоит обратить внимание и на широкий выбор потребительских товаров. Среди них – проводные удилища, надежные стеклопластиковые ванны и поддоны, сиденья для крытых спортивных и эстрадных арен.
Вне сомнения скоро станут популярными и стеклопластиковые лодки. Они легкие, не подвергаются гниению, не тонут, поскольку снабжены блоками дополнительной плавучести. Цена двухместной лодки – 1,9, четырехместной – 2,9 млн. рублей.
Кроме того, предприятие освоило две модели спортивных судов – учебно-тренировочную байдарку и каноэ, которые успешно прошли испытания в молодежной сборной Беларуси и получили хорошие рекомендации. Стоит такое судно более 2 млн. рублей.
Ради главного
В отличие от западных производителей, «Полоцк-Стекловолокно» – предприятие социально ориентированное, и выживать ему, конечно, труднее. Значительная часть заработанной коллективом прибыли идет на содержание трех общежитий, Дворца культуры, бассейна, профилактория, оздоровительного лагеря, базы отдыха, а также на поддержку сельскохозяйственного предприятия «Карпеки». В один миг от этих объектов не избавишься, а жизнь требует всемерно сокращать расходы. Как поступают в этой ситуации? Маневрируют, пока не принимая радикальных решений. К примеру, зимой была приостановлена работа профилактория, но со второй половины апреля заезды туда уже возобновились. Когда люди трудятся во вредных условиях, их оздоровление – острая необходимость. Одновременно предприятие стало активнее рекламировать услуги профилактория через турфирмы, чтобы зарабатывать деньги. Ведь своим работникам путевка на 21 день обходится в 198 тысяч рублей, а сторонние отдыхающие платят полную стоимость – около 1,2 млн. рублей.
Грозит ли кризис увольнениями работников и частичной остановкой оборудования? Для оптимизации издержек «Полоцк-Стекловолокно» уже прибегало к таким мерам в период постперестроечных трудностей. Теперь здесь делают ставку на естественную убыль работников, в основном на их уход на пенсию. При уменьшении объемов производства, согласно коллективному договору, ограничивается совмещение профессий, работа на повышенных нормах труда, используется возможность перевода работников в другие структурные подразделения.
Все слухи, в том числе и о переводе заводоуправления и вспомогательных цехов на сокращенную рабочую неделю, руководство «Полоцк-Стекловолокно» предпочитает опровергать путем открытого разговора с людьми, разъяснения ситуации, информирования коллектива через заводскую газету. Пока на сей счет изучаются все мнения. Ведь мера эта, пусть и предусмотренная коллективным договором, из разряда крайних.
Гласно были доведены и решения о приостановке отдельных выплат по коллективному договору. К примеру, материальной помощи к юбилейным датам, при вступлении в брак и в связи с рождением ребенка, помощи неработающим пенсионерам.
– При улучшении ситуации, – поясняет заместитель генерального директора по идеологической работе Людмила Проп, – надеемся, что все эти выплаты будут компенсированы, заявления работников собраны и ждут своего часа. При этом важно отметить, что мы сохранили главные выплаты, что затрагивают всех работающих: материальную помощь к отпуску и выходные пособия при уходе на пенсию.
В эпоху экономических потрясений надо иметь команду настоящих единомышленников и блестящих профессионалов, которые превзойдут соперников гибкостью действий, креативностью и новаторскими подходами. Для единственного в Беларуси производителя стекловолокна важна еще и поддержка государства.