Закончился фестиваль, разъехались многочисленные гости. А какие сувениры будут напоминать им о Витебске и Беларуси в целом? О результатах праздничной торговли мы решили узнать у предприятий, представивших свою продукцию на «Славянском базаре».
Неожиданное, хотя и вполне закономерное увеличение продаж товаров Оршанского льнокомбината во время прошлогоднего «Славянского базара в Витебске» с привычных 10-12 млн. рублей до 36 млн. заставило это предприятие как следует подготовиться к нынешнему фестивалю. Комбинат увеличил выпуск салфеток, полотенец, сумок, кашне с видами Витебска, Летнего амфитеатра, а также с композициями на тему музыки. И не прогадал. Наиболее популярными у покупателей в этом году оказались комплекты постельного и столового белья. Меньше покупали одежду. Всего, по словам коммерческого директора предприятия Валентины Полторацкой, в трех фирменных торговых точках было реализовано продукции на 80 млн. рублей. Этому поспособствовали и разнообразие предлагаемой продукции (большой выбор размеров, цветов, технологий изготовления, включая украшение вышивкой), и новая упаковка.
Обольский керамический завод хоть и не специализируется на выпуске сувениров (цех керамики, на котором работают только пять человек, изготавливает ежемесячно продукции приблизительно на 4 млн. рублей), но к «Славянскому базару» приготовил свои подарки. Как рассказала заведующая фирменным магазином завода Наталья Пискунович, их маленькие сувенирчики с логотипом фестиваля, цветные горшочки и вазы разбирали охотно. Правда, не всегда непосредственно у самих обольских продавцов…. До единственной фирменной торговой точки, которая находилась на улице Ленина возле ресторана «Аврора», многие покупатели просто-напросто не доходили. Прямо перед ней находилась палатка Витебского райпо, которое тоже продавало обольские сувениры, но уже с торговой надбавкой. И все же за несколько фестивальных дней продавцы заводского магазина реализовали почти всю керамическую сувенирную «мелочевку» – около тысячи штук – на 3 млн. 540 тысяч рублей.
– Когда мы приезжали в Витебск торговать своей продукцией в День Независимости, – рассказывает Наталья Ивановна, – то за полдня продали сувениров на 1 млн. рублей.
Много заказов на Обольский завод сейчас поступает из Россонского района, где активно развивается сельский туризм. Востребованы сувенирные изделия в Сенненском, Верхнедвинском и других районах. Большую партию товара отправили в Поставы к празднованию их 600-летия.
Сувенирная продукция Витебской фабрики художественных изделий «Купава» в самой выездной торговле была представлена мало. Как сообщили в отделе маркетинга предприятия, красочные панно с инкрустацией соломкой, льняные салфетки с вышивкой, рушники, вымпелы с символикой фестиваля и другую сувенирную продукцию у них в основном заказывают предприятия для представительских целей – в качестве подарков для гостей. Немного берут и предприятия торговли. Например, часть сувенирной продукции реализовывалась в фирменном магазине «Кружевница». Здесь, а также в четырех павильонах концерна «Белхудожпромыслы», развернутых возле Художественного музея, была представлена вся республика: Пинск, Слоним, Бобруйск, Жодино, Родошковичи, Могилев, Орша...
– Задачей «Кружевницы» было максимально поддержать витебского производителя, – говорит директор магазина Елена Якубенко.
И наши предприятия не подвели. Витебский приборостроительный завод предоставил наручные и настольные часы, на которых изображены ратуша, символ фестиваля василек с нотной строкой, Обольский завод – керамические медальоны и вазы с фестивальной символикой, Оршанская, Полоцкая фабрики художественных изделий – свои сувениры. Но главный акцент был сделан на лен как символ, бренд области и всей Беларуси.
– Еще до фестиваля мы сделали заказ Оршанскому льнокомбинату на поставку полного ассортимента их продукции со славянской символикой на 50 млн. рублей, – продолжает Елена Якубенко. – И начиная с 6 июля уже реализовали около 40%. Даже сейчас гости Витебска продолжают идти к нам в магазин за подарочными спальными наборами. А в дни фестиваля сюда приезжали целые туристические автобусы. Одна француженка купила сувениров на внушительную сумму и объяснила это тем, что по сравнению с французскими ценами в Беларуси изделия народных промыслов стоят копейки.
Чтобы о нас знали в мире, чтобы чаще приезжали на Витебщину, нужно создать ее рекламный образ и настойчиво раскручивать этот бренд. А что как не сувенирная продукция со славянской и фестивальной символикой может помочь в этом наилучшим образом?!