Зона отдыха на Витьбе.
Можно смело утверждать, что в своей работе по благоустройству Витебск сейчас ориентируется на европейские образцы. Это стало заметным в историческом центре города, но процесс пошел и в окраинные районы. О том, что в ближайших планах городских властей, мы постарались узнать
у заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Витебского горисполкома депутата городского Совета депутатов Александра Мамаева.
А поводом для интервью послужили вопросы читателей «НС». Например, витебского художника Владимира Вольнова волнует вырубка деревьев в городе, в частности, на берегу реки Витьба в районе Бауманского моста.
– Пусть жителей не пугает этот процесс, потому что и на берегах Витьбы, и в парке Фрунзе деревья вырубаются не бездумно, а сначала обследуются специалистами, выявляются больные, зараженные грибком, дуплистые, старые и аварийные, которые угрожают здоровью и жизни людей, – поясняет Александр Юрьевич.
Продолжается окультуривание берегов реки Витьба. В районе Бауманского моста набережная будет выглядеть примерно так же, как и возле моста Людникова. Красивые дорожки с освещением, лыжероллерная трасса, тир, пункт питания…
– Может, кому-то из частного сектора и милее было бы наблюдать из окна нетронутую природу, но это ведь городская территория, а не опушка леса. Так что придется считаться и с тем, что музыка зазвучит, люди будут ходить, – говорит А. Мамаев.
– А что делает экскаватор в реке напротив ратуши?
– Процесс окультуривания Витьбы идет дальше, вниз по течению. В районе ратуши возводится временная дамба, а постоянная будет при впадении Витьбы в Двину. Сейчас ведутся работы по расчистке русла. Дамба позволит изменять уровень реки. А набережная в перспективе тоже будет иметь асфальтированные дорожки, освещение, кафетерии – всё необходимое для семейного отдыха.
– Как будет выглядеть склон Успенской горки в районе строящегося храма?
– Открытие Свято-Успенского собора запланировано на следующий год. К этому времени будет обустроена и прилегающая территория. В проекте – каскад лестниц, по которым можно будет подняться к храму снизу, с улицы Толстого. Предусмотрены скульптуры, газоны… Прекрасное будет место!
– Теперь пройдем дальше от храма по набережной Двины, например, до ул. Чехова. Что здесь запланировано?
– В перспективе и здесь будет пешеходная зона отдыха. Начало уже положено – проведена санитарная вырубка дикорастущего кустарника, обрезка деревьев.
– А правда ли, что на этом участке Двины будут курсировать теплоходы?
– И это в планах есть. Речь идет о двух теплоходах на 70-80 пассажирских мест каждый. Наш речной порт сейчас прорабатывает варианты их покупки. Может изготовить под заказ Пинский судостроительный завод, предлагают свои услуги и Россия, Украина. Ищем, где дешевле. А стоит одна такая машина примерно полтора миллиарда рублей.
Предполагается, что теплоходы будут курсировать от речного порта с остановками на пл. Победы, возле драмтеатра Я. Коласа, в районе ул. Чехова и в Мазурино. Возле Центра художественных ремесел «Задвинье» будет стационарная пристань.
– Вы упомянули Мазурино. Там единственный в Витебске городской пляж. Станет ли он когда-нибудь более привлекательным? Горожане, живущие на противоположной стороне реки, жалуются, что им вообще запрещено купаться – опасное место!
– Согласен, что пляж еще далек от совершенства. Но кое-какие условия для отдыха все-таки созданы: есть скамейки, урны и контейнеры, кабины для переодевания, туалеты, информационная доска. Проводится ежедневная уборка территории.
Включить в пляжную зону противоположный участок берега тоже можно. Но это потребует десятков миллиардов рублей. Надо обустроить подходы к берегу, почистить дно от камней и инородных предметов, завезти свежего песка, обеспечить сервисное обслуживание, сделать подъездные дороги. И это всё из бюджета. Поэтому задача пока стоит довести до ума то, что можно, а уж затем постепенно двигаться дальше.
– Наши читатели спрашивают, почему приостановились работы по реконструкции улицы Гагарина, а также городской бани №2 на ул. Кутузова.
– Да, работа на этих объектах временно приостановилась, так как закончились выделенные финансы. Мы обращались в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой дополнительно профинансировать строительство улицы Гагарина, но ответа пока нет.
А реконструкция бани затормозилась потому, что потребовалось гораздо больше средств, чем вначале предполагали. По проекту это объект высшего класса, суперсовременного уровня. Спортивный и тренажерный залы, парикмахерская, сауна, массажные кабинеты – всё необходимое для отдыха и оздоровления. Но пока открыли только моечное отделение, так как люди жаловались, что нет бани. Заканчивать строительство будем по мере поступления денег.
– Что с реконструкцией улицы Ленина? Обращают на себя внимание демонтированные балконы. Когда их восстановят?
– Есть поручение председателя облисполкома – сделать центральную улицу красивой, чтобы можно было проводить на ней парады Победы и все другие городские мероприятия.
Произведена, как вы знаете, первая часть серьезной реконструкции. На очереди отделка фасадов зданий, которые выходят на ул. Ленина, начиная от кафе «Журавінка» до Смоленского рынка. А она включает в себя и тепловую модернизацию (обшивка стен утеплителем), и замену окон на стеклопакеты, и покраску кровель, и благоустройство дворовых территорий, и плиточное покрытие тротуаров. Пусть жители не волнуются: все демонтированные балконы восстановят.
Наверняка к 65-летию Победы, то есть к 9 Мая следующего года, улица Ленина будет сверкать.
– А площадь Победы? Неужели к приезду патриарха всея Руси Кирилла она будет готова?
– Да, задача такая стоит, работы ведутся ударно.
– В каком микрорайоне Витебска будет самое интенсивное жилищное строительство?
– Город пойдет от Билево-1 до Вороновского кольца. Это будет огромный микрорайон, где предусмотрены школы, детсады, дома бытового обслуживания, кинотеатры. Буквально на днях улучшится и автобусное сообщение с микрорайоном Билево: они будут ходить не в объезд, по Старо-Бабиничскому тракту, а по Московскому проспекту с заездом на улицы Баграмяна, Богатырева, Короткевича до нового разворотного кольца.
– Кстати, о транспорте. Какие еще изменения произошли в его работе?
– Недавно продлен маршрут автобуса №4. Раньше он разворачивался в районе спецкомбината, а сейчас ходит до микрорайона индивидуальной застройки Сокольники. Люди звонят, благодарят. С 1 сентября продлили и маршрут автобуса №23 до Тулова, так что теперь в этот поселок можно доехать прямо с Московского проспекта. Завершаются подготовительные работы по продлению троллейбусного маршрута на участках улиц Фрунзе и Лазо, для чего построено и новое разворотное кольцо. Людям станет проще добираться до центра города. Решена острая транспортная проблема и для жителей деревни Гришаны. В этом районе завершено строительство новой дороги, и по ней заезжает в деревню маршрутное такси №99.
– Ходят слухи, что виадук в районе Полоцкого рынка станет многоуровневым путепроводом…
– Да, это есть в планах. Заказчиком выступает УКС облисполкома. Нам уже приносили проект на согласование. Он достаточно продуман. Это будет хорошая транспортная развязка, которая намного повысит безопасность движения в этом районе.
– Полоцкий рынок сносить будут?
– Территория рынка пока сохраняется, а вот некоторые частные дома в районе нынешнего виадука пойдут под снос, будет затронута и территория мелькомбината. Когда это случится? Строительство многоэтажного путепровода требует очень солидных финансовых средств, а их сейчас не хватает.
– И вопрос, который волнует всех и каждого: почему в городе мало туалетов, в том числе модульных? Есть ли какие-нибудь нормативные документы, регламентирующие их количество на число жителей?
– Таких документов нет. Я согласен, что имеющихся биотуалетов для Витебска маловато. Но пока финансовые возможности не позволяют иметь их больше. Это дорогое удовольствие: одна кабина – до 5 млн. рублей. А если арендовать биотуалеты (в Беларуси есть организации, которые дают их в аренду), то это тоже недешево – порядка 50 тыс. рублей за сутки плюс обслуживание (35-65 тыс. рублей).
– Может, стоит перенять опыт Санкт-Петербурга, где проблему решил нормативный акт, обязывающий все общественные заведения по просьбе бесплатно пускать в туалет?
– Интересное предложение. Опыт коллег стоит изучить.