Командир танка Андрей Мотыленко, наводчик орудия
Вадим Шинкевич, старший механик-водитель Руслан Стрельчук.
Когда 41-тонная махина, взвывая мотором в 860 лошадиных сил, набирает ход, невольно перехватывает дыхание. Сидя в танке, понимаешь, насколько грозная эта машина. Ей не страшны любые преграды, и даже реки – нипочем. Накануне профессионального праздника танкистов, который отмечается 13 сентября, корреспондент «НС» побывал в военном городке Заслоново Лепельского района в 19-й механизированной бригаде, где не только пообщался с танкистами, но и «прокатился» на боевом танке.
Полное название бригады, где я побывал, – 19-я гвардейская отдельная Краснознаменная Николаевско-Будапештская ордена Суворова 2-й степени механизированная бригада. Столь длинное оно неслучайно. Сформированная в далеком 1941 году как стрелковая дивизия, а затем преобразованная в механизированный корпус, воинская часть прошла всю войну, участвовала в битвах за Москву, Ленинград, Сталинград, освобождала Чехословакию и Венгрию. Каждое слово в названии дивизии для ее ветеранов – память о долгих и кровавых верстах войны.
До 1990 года дивизия базировалась в Венгрии, потом более 300 танков и несколько сотен других боевых машин было переброшено в Заслоново, где и вырос военный городок. В 1993 году огромные ангары дивизии опустели – большинство танков и техники переместили на центральную базу хранения, а танковая дивизия сократилась до механизированной бригады. Впрочем, и сегодня в ее составе немало техники – почти сотня танков Т-72 и более 200 различных боевых машин.
Заместитель командира бригады по идеологической работе Александр Ярош рассказал, что танкисты наравне с летчиками издавна считались элитой воинских подразделений. «В свое время именно танкисты первыми начали носить кожаные плащи и белые рубашки, что считалось особым шиком, к тому же даже знаки отличия у танкистов в военные и послевоенные годы выделялись черным цветом», – говорит он. По мнению Александра Николаевича, это неудивительно, ведь танковые войска всегда были на передовой, отличались высокой мобильностью и технологичностью.
Сегодня Т-72 – основной боевой танк Вооруженных Сил Беларуси. Эту модификацию не назовешь новой – большинству танков в Заслоново далеко за двадцать лет. Но, оказывается, для танков такой солидный возраст вовсе не старость. Как рассказал еще один мой собеседник и «экскурсовод», командир одной из танковых рот бригады Владимир Киселев, по нормативу капитальному ремонту подлежит танк, проехавший не менее 15 тысяч километров. Большинству заслоновских танков до такого пробега еще очень далеко. Так что при умелом хранении железные бронированные машины всегда готовы к бою и, как показывает практика, даже в 30-градусный мороз их дизельные двигатели не дают сбоев.
Владимир Киселев служит в бригаде пятый год и не жалеет о своем выборе. Говорит, с детства видел себя в погонах, любил технику. Поступил в военную академию, получил специальность «Командование тактическими танковыми войсками». Сейчас под началом старшего лейтенанта 32 человека личного состава, 10 танков. Все они прошли «учебку» в Печах под Борисовом и об устройстве танка знают не понаслышке. К тому же у солдат всегда есть возможность совершенствовать навыки управления танком на специальных тренажерах на полигоне в Заслоново. За время службы каждый «наезжает» не меньше сотни километров, участвует в нескольких десятках учений.
По словам Владимира Киселева, танкистом может стать почти любой призывник. Приветствуется наличие прав тракториста и любовь к технике. Правда, юношу высокого роста в танкисты не возьмут. В машине не столь уж много места (в этом я убедился на личном опыте), поэтому в танковые войска в основном набирают парней не выше 175 сантиметров. Не менее важны физическая сила и выносливость призывника. Ведь чего стоит подтянуть, пусть и с помощью рычага, двухтонную гусеницу или загрузить боекомплект из 45 снарядов, каждый из которых весит почти тридцать килограммов!
С танком Т-72 я «познакомился поближе» на полигоне бригады. Все десять танков роты Владимира Киселева стояли в колонне в почти полной боевой готовности. Им предстоит принять участие в масштабных белорусско-российских учениях «Запад-2009». В день моего приезда заканчивалась подготовка техники к отправке на полигоны Брестчины. Первое впечатление – танки только что сошли с конвейера! Железные махины блестят краской, траки гусениц обработаны свежей смазкой, вокруг танков ловко орудуют молодые танкисты.
– Т-72 – отличная боевая машина, – говорят ребята. – Специальная танковая 125-миллиметровая гладкоствольная пушка позволяет стрелять на расстояние до 5 километров почти всеми типами снарядов и даже управляемыми ракетами. Вспомогательное вооружение – спаренный с пушкой пулемет плюс зенитный пулемет «Утес». Есть лазерный дальномер, приборы ночного видения, оборудование для дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующее противопожарное оборудование, да и много других высокотехнологичных «наворотов».
Необычный вид танку придает защита от кумулятивных (прожигающих) снарядов – весь его корпус покрыт «чешуей» из множества небольших контейнеров для взрывчатки. Кумулятивные снаряды, попадая в такой танк, взрываются, не причиняя вреда броне. Кстати, сама она местами достигает более 400 миллиметров! В полном боевом снаряжении вес танка увеличивается до 44,5 тонны. При этом махина умудряется разгоняться до 60-70 километров в час по шоссе и 20-30 – по пересеченной местности! Мало того, танк может почти километр двигаться под водой на глубине до пяти метров. Что касается расхода топлива, то танк – весьма «прожорливая» боевая машина. Один километр движения – почти пять литров солярки!
Если честно, несмотря на подробные объяснения танкистов, я так до конца и не понял, как управлять этой машиной. Не говоря уже о наводке, прицеливании и стрельбе. Приборов, рычагов, тумблеров – множество. Поди разберись! В ответ на мой разочарованный вздох молоденький механик-водитель лишь улыбнулся. «Управление танком в принципе не сложнее катания на велосипеде. Нужна практика», – уверил он.
Что ж, надеваю радиошлем (оттуда несутся «голоса» радиостанций) и взбираюсь на танк. Джинсы и рубашку сменил на «танкистский» комбинезон еще раньше. Оказалось, очень кстати – танк не то транспортное средство, в котором можно ездить в пиджаке. Мне любезно предоставили место командира танка – в специальной, крутящейся на 180 градусов башенке. Влезть в люк нелегко. Так что еще одно важное качество для танкиста – стройность. Внутри башенки – теснотища! В центре – огромный затвор пушки, перед носом окуляры прицелов, какие-то рычаги, тумблеры. Пока устраивался, танк тронулся. Причем очень лихо – от резкого рывка я «въехал» лбом в прицел. Впечатлили рев мотора и скорость, с которой многотонная машина набирает ход. На пересеченной местности жутко трясет, но терплю: «на войне как на войне». Невольно задумываюсь, каково экипажу (он состоит из трех человек) при стрельбе? (Впоследствии танкисты мою тревогу развеяли. Звукоизоляция в полностью задраенном танке идеальная, но если оказаться возле него при залпе, можно запросто получить контузию). Видимость неважная. Очень трудно смотреть на мир при постоянной тряске да еще и через малюсенький прицел и два окошечка по бокам. Впрочем, говорят, что у командира самое лучшее место – его башенка вращается и круг обзора намного больше, чем у остальных членов экипажа. Танкистам виднее. Ну а на мой взгляд, намного интереснее ехать не под броней, а на ней. С башни – прекрасный обзор, да и дух захватывает от ветра в лицо и мощи под тобой.
Моя «прогулка» завершилась так же быстро, как и началась. Когда вернулись в танковый строй, о поездке напоминала лишь взрытая тяжелыми гусеницами земля.
Я покидал танковый полигон, а там кипела работа. Танкисты подтягивали траки, заправляли баки, устанавливали огромные аккумуляторы, готовили машины к учениям – каждый занимался своим делом, от которого, в принципе, и зависит спокойствие и безопасность нашей страны.
С праздником вас, танкисты!