У Воскресенского храма. Голуби, символизирующие Святой Дух, взлетели в небо над Витебском.Программа Первосвятительского визита в Беларусь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершилась в понедельник встречей с молодежью в концертном зале «Витебск». Его выступление транслировалось на экраны Летнего амфитеатра и площади Свободы, поэтому слушать духовные наставления могли одновременно до десяти тысяч человек.Патриарх убежден, что молодежь особенно остро нуждается в духовном руководстве. «Когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».
Жизнь – это миг
В своем выступлении, краткую запись которого мы предлагаем, Святейший Патриарх ответил на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. А начал он с цитаты французского физика и философа Блеза Паскаля: «Между нами и адом, между нами и небом – только жизнь, самая хрупкая вещь на свете». В молодости, сказал он, эта хрупкость не осознается, потому что еще нет прошлого или оно небольшое, есть иллюзия надежности и стабильности. В молодости годы тянутся долго, десять лет кажутся вечностью. А у студентов время идет уже гораздо быстрее. Еще стремительнее летит оно, когда человек приближается к 40, затем к 50 годам. Достигнув весьма почтенного возраста, я могу сказать: вся жизнь воспринимается как миг. И как понять, что в жизни главное?
Хорошо, если всё гладко получается: хорошее детство, благополучная семья, отличная учеба, удачный брак, воспитанные дети и внуки, хорошая старость, хорошая пенсия… А если не так? А статистика показывает, что всё совсем не так, к абсолютно благополучным людям себя может отнести меньшинство. У одного детство тяжелое, у другого не хватило способностей учиться, не повезло с трудоустройством, супружеством. Жизнь не является лучезарной розовой картинкой, какой рисуется в молодости. Даже самая благополучная имеет свои драмы, катастрофы. Чтобы человек был счастливым, необходимо иметь в себе нечто очень важное. Я называю это состояние «внутренний человек»: наше самосознание, наша душа. От «внутреннего человека» в конце концов и зависит всё, что мы называем человеческим счастьем. Если «внутренний человек» правильно сформирован, то даже катастрофические условия жизни не способны разрушить ощущения счастья.
Я часто вспоминаю родителей. Когда они рассказывали об обстоятельствах своей жизни, я воспринимал это как трагический роман, настолько они были тяжелыми: бедность, война, разлучившая любящие сердца… Но когда спрашивал родителей, были ли они в то время счастливы, слышал удивительный ответ: это самое счастливое время в нашей жизни.
О пользе образования
Нужно очень серьезно относиться к образованию. Оценивая свои студенческие годы, я тоже отмечаю много промахов. Пропущенное очень пригодилось бы в жизни. Учеба – это не только получение информации и формирование знаний, но и усовершенствование своей природы, умственных способностей. Конечно, много соблазнов. Хочется на дискотеку, к ребятам, за город, а без учебы как-нибудь обойдусь, само придет... Не придет!
В процессе обучения мы формируем очень важную сторону «внутреннего человека» – волевые качества. Ведь человек воспитывается и закаляется в преодолении своего «не могу». Если всё легко и просто дается, произойдет атрофия волевых «мышц», потому что человек не привык преодолевать трудности. Только в их преодолении заложена огромная сила, способная поднять человека, сделать его содержательным, сильным, а значит, благополучным.
Голос совести
Мы воспринимаем мир в значительной степени через сердце. Восхищаемся прекрасным, шарахаемся от ужасного. Реагируем на окружающий мир не только рационально, но и сердцем. Даже скандалы в семье, с коллегами – это проявление чувств. И от того, какие они, эти чувства, тоже зависит благополучие нашего «внутреннего человека».
Но самое важное – это способность отличать добро от зла, то есть нравственное чувство. Оно заложено Богом в нашей природе. Светская, нерелигиозная философия не может объяснить нравственный феномен, связывает его с культурой, обстоятельствами жизни. Но голос совести звучит на протяжении всей истории человечества. Ярким доказательством является существование такого понятия, как положительный герой. Меняются политические системы, а герой один и тот же. Опасность нашего времени состоит в том, что есть попытка изменить эту парадигму положительного героя, направить его к другим ценностям, мол, не тот былинный герой, кто вышел из народной традиции, а новый, стремящийся к комфорту и благополучию. К сожалению, этот герой навязывается всей мощью мировых СМИ. Но народная душа его не принимает. Не вписывается в рамки формируемого образа нового героя вся система человеческих отношений, связанная с любовью, жертвенностью, дружбой, служением ближним. Только религия помогает людям интеллектуально контролировать свое нравственное состояние. Нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, обретает форму и человеческих законов: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай… И через эти категории входит в культуру людей, в том числе в право. Когда на основании этих нравственных законов строятся общественная и личная жизнь, тогда закон Божий и полагается в основу жизни людей.
Перефразируя Паскаля, Патриарх сказал: «Между нами и адом, между нами и небом – только жизнь, самая хрупкая и самая прекрасная».
Далее он ответил на вопросы молодежи. В частности, об исторической личности, символизирующей нацию…
– Побывав в Полоцке, я совершенно по-особенному воспринял лик Евфросинии Полоцкой. Конечно, раньше читал о ней. Но в Полоцке перед моим взором предстало ангелоподобное существо – красивая молодая женщина, которая имела огромную любовь в сердце, высочайшую культуру, горячую веру. Прошло больше 800 лет, а к ее мощам стекаются люди.
Героем страны не может быть прагматичный политик, жесткий деятель, тиран. А вот сочетание мудрости, служения на благо Отечества с высоким уровнем духовной жизни, со святостью – это то, что делает образ человека бессмертным, превращает его в легенду.
…образе современного православного человека
– Слово «современный» предполагает участие в современной жизни. Православие – это не молитва один раз в неделю в церкви, а образ жизни, система мотиваций поступков и убеждений. Дружба должна быть дружбой, любовь – любовью. Особенно это важно, когда люди достигают возраста, достаточного для вступления в брак. От того, как формируются отношения между молодыми людьми, почувствовавшими влечение друг к другу, будет зависеть благополучие всей жизни.
Отчего разрушаются брачные союзы? Потому что каждый на себя одеяло тащит, начинает жить своей жизнью. А союз брачный, как и любой другой, в том числе политический, сохраняется тогда, когда в нем каждая из сторон готова что-то отдать другому. Когда есть это желание отдать – не по принуждению, а по любви, тогда семья становится крепкой. Если муж видит, что жена живет ради него, а жена видит, что муж живет ради нее и детей, то дети, впитывая красоту этой гармонии, начинают тоже стараться отдавать себя родителям. И как же это важно, когда родители достигнут преклонного возраста!
Я глубоко убежден, что быть православным человеком и уметь мотивировать своей верой поступки – это и значит быть современным православным человеком.
* * *
Последним пунктом программы пребывания высокого гостя в Витебске было посещение строящегося Свято-Успенского собора, духовного училища, возложение цветов к Кресту Евфросинии Полоцкой. Затем кортеж Патриарха подъехал к восстановленному Свято-Воскресенскому храму. «Радостно видеть этот возрожденный храм в таком благолепии и красоте. Это является свидетельством и возрождения народа. Дай Бог, чтобы оно никогда не приостанавливалось, чтобы силой Божией приумножалась
наша человеческая сила, наша вера, а вместе с ней исправлялась к лучшему и наша жизнь», – сказал Патриарх. В небо взвились белые голуби и снова зазвучали колокола.