Поводов для встречи с доктором исторических наук профессором Вениамином Космачем (на фото) было несколько. Во-первых, с 1 сентября этого года Вениамин Аркадьевич назначен директором Витебского филиала учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений» (МИТСО). Во-вторых, произошло это незадолго до его 50-летия, что тоже весьма примечательный момент в жизни каждого человека.
И в-третьих, завтра – День учителя. А это праздник всех, кто занимается обучением и воспитанием молодежи. Даже ректор (в нашем случае директор) – это не только администратор, а в первую очередь педагог.
– Вениамин Аркадьевич, долгое время до этого назначения вы работали в ВГУ имени П. Машерова. Витебский филиал МИТСО, которому в этом году исполнилось 15 лет, вуз сравнительно молодой и небольшой. Значит ли это, что здесь работать легче? Или, может, наоборот сложнее?
– Сравнительно молодой – да, я с этим соглашусь. Но что касается небольшого, то это не совсем так. Ныне на дневной и заочной формах обучения в Витебском филиале МИТСО занимаются почти 1,5 тысячи студентов, плюс еще около 1 тысячи профсоюзных работников разного уровня ежегодно проходят обучение в Центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров из Витебской и Могилевской областей. Обучение студентов и работу в центре ведут более 60 преподавателей трех кафедр факультета экономики и права. И работать здесь, вы правильно заметили, как раз сложнее, потому что в меньшей массе студентов и слушателей по-особому воспринимаются каждый шаг и каждое сказанное слово, оценка того или иного события, явления или процесса. Поэтому требуется больше собранности, аккуратности, ответственности во всем, начиная с внешнего вида и поведенческой культуры, делового этикета и общения.
– С момента создания МИТСО позиционирует себя как вуз, приверженный европейским стандартам образования. В чем это выражается?
– Прежде всего в наиболее престижных и востребованных в обществе специальностях и специализациях, современных методиках и методологиях обучения и воспитания. Инновационные технологии, система менеджмента качества образования, гибкие образовательные и воспитательные технологии, социальная защищенность преподавателей, студентов и сотрудников – это наши приоритеты на сегодняшний день и на долгосрочную перспективу. Вместе с тем мы не копируем слепо европейские стандарты образования. Во всем должны быть, на мой взгляд, свои специфика и традиции.
– Как новый руководитель вы уже озвучили уровень своих требований, на который должны ориентироваться студенты?
– На встрече со студенческим активом я сказал, что студенты прежде всего должны учиться, чтобы затем, будучи специалистами, самим учить других, отдавая сполна полученные у нас знания. Приоритетной должна быть научно-исследовательская работа студентов с четким восприятием практических потребностей города, области, региона и республики. Еще я просил студентов сочетать в себе интеллект, высокую культуру, беречь лучшие традиции семьи, истории, патриотизма, стремиться помогать друг другу и быть социально справедливыми.
– А насколько высока «планка» для коллектива преподавателей и сотрудников?
– К счастью, эта «планка» оказалась достаточно высокой на момент прихода и полностью совпала с моими принципами, планами, надеждами и ожиданиями, за исключением, может быть, некоторых моментов, сковывающих профессиональную и творческую инициативу профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов. Я доверяю людям, но это вовсе не значит, что спрос за конечный или реальный результат будет меньше. Наоборот!
– Интересно узнать о сфере ваших интересов как ученого. Какой была тема докторской диссертации?
– Начиная со студенческой скамьи профессионально работаю в области германской истории новейшего времени. Достаточно уверенно чувствую себя в таких отраслях науки, как история государства и права зарубежных стран, культурология, обществознание, отечественная история и краеведение. Темой докторской диссертации, которую защитил в Институте всеобщей истории РАН в Москве в 1994 году, была «Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской республики (1919-1933 гг.)». Можно сказать, что я не только германист-теоретик, но и менеджер в области государственной политики в части образования, науки и культуры, касающейся их экспорта в другие страны ради «завоевания друзей и симпатий». О том, как все это осуществлял официальный Берлин после окончания Первой мировой войны, которую Германия проиграла, и до прихода германского фашизма к власти в январе 1933 г., мне пришлось писать не один год, работая над докторской диссертацией. Изучаю эту тему и по сегодняшний день. Кстати, именно во многом благодаря не только активной, но и профессионально поставленной государственной внешней культурной политике поверженная в Первой мировой войне Германия уже во второй половине 1920-х годов смогла вернуться в число великих европейских держав. В этом плане нам и нашим соседям есть чему поучиться. Но это отдельная тема для разговора.
– В последнее время более востребованными вновь становятся технические специальности. МИТСО специализируется на подготовке юристов, экономистов-менеджеров. Не думаете расширять этот перечень под диктовку рынка труда? И как прошла нынешняя вступительная кампания?
– Каждый временной период имеет свою окраску и свою мозаику, но это вовсе не означает, что сегодня не востребованы специальности гуманитарного профиля. Современно подготовленных, профессионально обученных на основе новейших инновационных технологий гуманитариев как раз не хватает! Грамотные, готовые к эффективной практической работе юристы и экономисты-менеджеры, на наш взгляд, нужны и городу, и региону, и республике. Поэтому на данные специальности мы ждем абитуриентов в 2010-м и в последующие годы. Вместе с тем головной вуз и его филиалы в Витебске и Гродно, почувствовав «диктовку рынка труда», пошли на открытие и набор абитуриентов по специальности «логистика» с акцентом, прежде всего, на транспортные потоки и их квалифицированное и профессиональное обслуживание. Подобных специалистов в республике и регионе крайне мало.
Вступительная кампания прошла успешно. На дневную и заочную формы обучения по трем специальностям (право, экономика и менеджмент, логистика) мы зачислили в филиал 404 абитуриента, которые с 1 сентября стали первокурсниками, с чем, пользуясь случаем, через вашу газету я и мои коллеги их вместе с родителями и поздравляем.
– Хотя указом Президента МИТСО приравнен к государственным учреждениям образования, обучение на всех факультетах платное. Считаете ли нужным четко отслеживать платежеспособность родителей своих студентов? Как удается без бюджетного финансирования зарабатывать самим и поддерживать высокий уровень качества образования?
– Да, мы этому уделяем постоянное внимание. Социальная справедливость, коль мы живем в условиях социально ориентированной рыночной экономики, должна быть приоритетом. Расценки за обучение для наших студентов ниже, чем в других вузах города и области по соответствующим специальностям. Стараемся идти им навстречу, продлевая при необходимости срок оплаты за обучение за тот или иной квартал без взимания пени до месяца и больше; есть скидки отлично успевающим; стипендии совета ФПБ и т.д. А высокий уровень качества обучения зависит не от того, сколько денег отдают нам родители студентов за обучение своих детей, а от той «планки», о которой мы вкратце с вами уже говорили.
– Вениамин Аркадьевич, вам ли не знать, какова все-таки современная молодежь на самом деле. Так какое начало в ней преобладает? И что под силу сделать педагогам, чтобы развить все лучшее?
– Мне современная молодежь в основной своей массе нравится. Я ей в хорошем смысле слова завидую, потому что люди молоды, в какой-то степени симпатизирую их максимализму, открытости, своеобразной непосредственности и достаточно активному неприятию части того, чем жили и живут старшие поколения. Но они стремятся к новому, и не только на словах! Есть, конечно, в жизни всё. Однако конструктивное, творческое начало в теперешних молодых людях преобладает. Они спешат жить сегодняшним днем. Да, они практичны, но это вовсе не значит, что наша молодежь бездуховна и бесперспективна.
– Еще раз с назначением на должность, с жизненным юбилеем! Успехов вам и вашим студентам!
– Спасибо. Пользуясь случаем, поздравляю всё педагогическое общество города и области с Днем учителя! Любите, уважайте и оберегайте своих учеников, цените друг друга, и только вперед!