Театр танца «D.O.Z.S.K.I.».
Почему Накануне фестиваля современной хореографии в библиотеках Витебска исчезли книги Гессе? Сегодня вечером на гала-концерте XXII Международного фестиваля современной хореографии IFMC-2009 уже будут объявлены имена победителей конкурса, в котором принимали участие девять белорусских коллективов (конкурс нынешнего года национальный): 4 из Витебска, 4 из Минска и 1 из Гродно. Их мы сможем сообщить только во вторник. А пока расскажем нашим читателям о самых интересных событиях и поделимся впечатлениями от увиденного на сцене концертного зала «Витебск».
Директор фестиваля Марина Романовская поведала любопытный факт. Накануне открытия IFMC в библиотеках города разобрали книги Германа Гессе, а особым спросом пользовался его «Сиддхартха». Оказывается, дело в том, что пермский театр «Балет Евгения Панфилова» поставил спектакль «Течение» по этому произведению. И особые почитатели коллектива и в целом современной хореографии посчитали необходимым прочесть Гессе и ринулись в библиотеки.
Искусство современной хореографии, конечно же, требует определенной подготовки. Хотя в последнее время многие коллективы, приезжающие на IFMC, тяготеют к зрелищности, используют какие-то приемы из театра, кино, акробатики. Но танец-модерн остается далеким от масс-культуры. Прежде всего в том, что требует работы ума. Движения, жесты – форма, в которую хореограф, исполнитель облекают свои раздумья о жизни, добре и зле, любви и ненависти. Насколько интересна эта форма и глубоко содержание, рассуждают специалисты, которые всегда с большим интересом приезжают в Витебск из разных стран (в нынешнем из России, Украины, Польши, Германии, Эстонии, Литвы, Швеции). А зрители выражают свое мнение аплодисментами. Чем громче – тем похвальнее.
Конечно, больше всего аплодисментов досталось гостям фестиваля, именитым коллективам: «Балету Евгения Панфилова», «Эксцентрик-балету» Сергея Смирнова, танцевальной компании Дениса Бородицкого, эстонскому «Fine Five dance theatre». Без сомнения, они стали украшением фестиваля, как и виртуозный танцор Ульви Азизов. Возможно, танец солиста балета Латвийской национальной оперы стилистически не вписывался в концепцию IFMC, но смотреть на сцене Ульви было сплошным удовольствием.
В один из фестивальных вечеров зрители увидели спектакль «На встречу с твоим врагом», над которым работали хореограф из Швейцарии, художник из США, танцовщики из Франции и Уругвая. Это серьезная концептуальная постановка, несколько сложная для восприятия. По признанию исполнителей, им страшновато было выходить на витебскому сцену после ярких, эффектных выступлений белорусских конкурсантов. Но уже с первых минут они почувствовали поддержку зала. Тема, которую поднимали танцоры – о борьбе человека с самим собой, – актуальна в любой стране, а язык хореографии не нуждается в переводе.
На вечере премьер, который вчера собрал полный зал, блистал «Балет Евгения Панфилова». Без этого коллектива уже невозможно представить витебский фестиваль. Помимо спектакля «Течение» с хореографией Дениса Бородицкого была показана буффонада «Хучи-кучи» в исполнении «Бойцовского клуба». Когда-то этот коллектив, который Евгений Панфилов собрал из дворовых мальчишек, уже приезжал в Витебск. Мальчишки выросли, стали солидными людьми, работниками предприятий, фирм и офисов, но продолжают танцевать.
«Звездная» гостевая программа, к радости патриотически настроенных зрителей, не затмила выступления белорусских коллективов. Многие из них представили очень интересные постановки. В их числе три больших спектакля: одноактный балет театра-студии Центра культуры «Витебск» «За свет заплатит Пушкин?», «Свадебка» столичного театра «Karakuly» и «Homo sapiens» театра танца «D.O.Z.S.K.I.» из Минска.
По поводу этих и других конкурсных работ сегодня свое слово скажет жюри. Но и до его вердикта можно с уверенностью утверждать: в Беларуси появились талантливые хореографы и исполнители. И в этом большая заслуга витебского фестиваля.