С 1 января вступает в силу Указ Президента №458 «О государственной адресной социальной помощи». Об изменениях, которые привнесет документ в систему социальной поддержки населения, рассказать нашим читателям мы попросили председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Михаила Лещинского.
– Михаил Александрович, кто может рассчитывать на адресную помощь?
– До выхода в свет действующего ныне указа № 638 от 17 декабря 2008 года об усилении адресности предоставления социальной помощи большая часть государственной поддержки основывалась на принадлежности граждан или семей к определенной категории – неполные и многодетные семьи, одинокие люди, инвалиды. В последние годы сделан акцент на развитие адресных видов помощи, когда учитывается уровень дохода, нуждаемость семьи или гражданина. Подобный подход, основанный на критерии нуждаемости, используется и при оказании других форм адресной поддержки населения, таких, например, как безналичные жилищные субсидии, пособия на детей старше трех лет, предоставление бесплатного питания детям первых двух лет жизни.
– Новым указом объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида государственной поддержки граждан – государственная адресная социальная помощь и безналичная жилищная субсидия. Расскажите об этом подробнее.
– Гражданам, у которых среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости (установленного бюджета прожиточного минимума), вместо указанных двух видов государственной поддержки будет предоставляться один – ежемесячное социальное пособие, которое может направляться в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем обращаться при этом придется не в две инстанции, как это было раньше, а только в одну – орган по труду, занятости и социальной защите населения. Соответственно, вместо двух пакетов документов для назначения помощи потребуется один.
– Еще одно существенное изменение – повышение критерия нуждаемости для назначения поддержки в виде единовременного социального пособия…
– Действительно, названный критерий увеличен со 120 до 150 процентов бюджета прожиточного минимума. Это значит, что помощь при необходимости сможет получить большее число семей и граждан, чем ранее, ведь по республике доля семей с доходами не более 120% БПМ на человека составляет 10,5%, а с доходами не выше 150% БПМ – примерно 20-22%. Критерий же нуждаемости для определения права на ежемесячную государственную адресную социальную поддержку остался прежним – не более 100 % бюджета прожиточного минимума (250070 рублей).
– Насколько увеличен период назначения помощи?
– Если по указу №638 такое пособие назначалось на три месяца, то по новым правилам – до шести месяцев. Это упростит процедуру предоставления адресной помощи, сократив до минимума повторные обращения. Чтобы получить пособие, гражданину будет достаточно один раз в течение года обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите.
– Как будет исчисляться совокупный доход семьи при назначении социального пособия?
– Здесь также есть изменения. Сейчас граждане предоставляют сведения за 3 предшествующих месяца, а с нового года таковые потребуются за 12. Считаю этот подход более правильным. Доходы некоторых получателей адресной помощи – например, сельчан – носят сезонный характер. Увеличение срока, за который исчисляется совокупный доход при назначении пособий, позволит более объективно оценивать нуждаемость основной части получателей ГАСП.
– Расскажите о новом виде помощи – социальном пособии на оплату технических средств социальной реабилитации.
– Такая государственная поддержка будет осуществляться независимо от дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, которые не признаны инвалидами, но нуждаются в технических средствах социальной реабилитации по медицинским показаниям, а также инвалидам 3-й группы – кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате их противоправных действий.
Предполагается, что в 2010 году адресное пособие на приобретение жизненно важных технических средств социальной реабилитации, изготавливаемых РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», получат более 14 тысяч человек.
В результате реализации указа Президента № 458 численность получателей ГАСП увеличится. Возрастут и бюджетные расходы на этот вид государственной поддержки граждан. Ожидается, что в наступающем году адресную помощь получат около 308 тысяч человек на сумму более 97 млрд. рублей. Таким образом, ежегодные расходы государства на адресную помощь населению могут возрасти почти в два раза, обеспечив дополнительные гарантии гражданам, нуждающимся в господдержке.
– Но, наверное, стоит сказать о том, что ГАСП – это все же временная поддержка для остро нуждающихся…
– Конечно, не стоит путать адресную помощь с пособием. При принятии решения о ее назначении комиссия обязательно учитывает усилия, предпринимаемые самим человеком для улучшения материального положения своей семьи.