Корреспондент «НС» взобрался на один из самых высоких башенных кранов
Ступенька за ступенькой... Выше и выше! Ветер небольшой, но огромная конструкция башенного крана тем не менее легонько вибрирует. Чем дальше земля, тем это покачивание ощущается сильнее. Кажется, подъему не будет конца. Но через двадцать минут, преодолев под прямым углом больше сотни ступенек, я на высоте 15-этажного дома. Внизу кипит крупнейшая стройка Витебска – растет пирамида бизнес-центра «Марко-Сити».
С чего начинаются краны
Перед подъемом знакомлюсь с моим «экскурсоводом» по строительному объекту главным механиком управления механизации ОАО «Жилстрой» Николаем Кичигиным. Он как раз наблюдает за монтажом башенного крана – 42-метрового гиганта немецкой фирмы «Либкхер». Вскоре на площадке у пирамиды будут работать пять подобных железных махин. Установка современного башенного крана – целая наука. И это неудивительно, ведь высотные механизмы способны поднимать вес более чем в 10 тонн на высоту до 55 метров (выше двадцатиэтажного дома), а длина стрел при необходимости достигает более 50 метров. Кстати, немецкий башенный кран с романтическим названием «Valiants» («Храбрецы»), что возвышается над «Марко-Сити», еще не самый высокий в области. Лидером является его старший «брат» – 55-метровый гигант, работающий сейчас на строительстве 17-этажного жилого дома на улице Белобородова в Витебске.
Сборка столь крупных конструкций происходит на земле: сперва несколько секций крана, выполненных из сверхпрочных сплавов металла, составляют вместе, затем делают так называемые подкрановые пути, по которым с помощью тягачей кран «доезжает» до места установки, а его автомобильные собратья поднимают всю конструкцию вверх. В руках профессионалов сборка занимает не более двух-трех дней!
На строительстве «Марко-Сити», где ежедневно в три смены трудятся около сотни строителей и несколько десятков единиц разнообразной техники, работают два немецких и два белорусских башенных крана. На улице Белобородова – кран китайской марки. У каждого свои достоинства и недостатки. Например, китайский уникален тем, что собирается и разбирается самостоятельно, как складная игрушка, за день. Он состоит из секций, что «выдвигаются» вверх или вниз, а дополнительная прочность конструкции достигается за счет крепления к строящемуся зданию. Стрела крана при необходимости может самостоятельно «удлиниться» аж до 55 метров. К сожалению, прочность некоторых составных частей секций «китайца» оставляет желать лучшего, да и грузоподъемность сравнительно невелика. В то же время отыскать недостатки у немецких «Либкхеров», которые ОАО «Жилстрой» арендует у литовцев, нелегко. Техника традиционно надежна и создана для комфортной и качественной работы машиниста. Гомельским кранам «КБ-401», по мнению самих крановщиков, пока до такого уровня далеко. Невелики скорости движения каретки и стрелы (да и длина ее «лишь» 35 метров), не столь удобно и чувствительно управление. Тем не менее и белорусские, и иностранные башенные краны удовольствие дорогое – сегодня такой гигант стоит до миллиарда рублей.
Парашют не помешает
На строительстве «Марко-Сити» работают 12 машинистов башенных кранов. В основном это молодые, крепкие парни. Иначе нельзя – уж очень напряженная и ответственная у них работа. Стать крановщиком, оказывается, нелегко. Медкомиссия, которую они проходят перед направлением на учебу, мало чем отличается от медкомиссии, например, для будущих летчиков. Необходимы физическая выносливость, координация движений, что проверяется с помощью вращения в центрифуге, высокая тактильная чувствительность, точный глазомер (работа в очках запрещена), хорошая зрительно-моторная координация, слух, умение концентрировать и распределять внимание, ну и, конечно, собранность, осторожность. Сама учеба занимает три месяца, затем две недели стажировки с профессионалом, и вот под твоим управлением многотонный башенный кран. По словам Николая Кичигина, крановщики – специалисты очень востребованные. Зарплата варьируется от 800 тысяч до полутора миллионов рублей и зависит от разряда, опыта.
…К самому высокому крану стройки «Valiants» меня проводят крановщик Сергей Бекишев и слесарь-монтажник башенных кранов Алексей Салавьев. Молодые, но очень опытные специалисты. Где они только не работали! Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Сирия, Россия… Алексею даже довелось строить в Дубае один из самых высоких в мире небоскребов – высотой почти в километр. На 750-метровый новейший немецкий кран «Вольф» грузоподъемностью 75 тонн крановщики сперва взбирались на лифте, а затем «вручную». При себе обязательны кислородный баллон, компактный парашют и специальная противоударная обувь.
– Наши стройки не такие уж сложные, – улыбаясь, говорит Алексей Салавьев. – Впрочем, качество и темп работы на строительстве «Марко-Сити» высокие. Работа кипит днем и ночью, а простой крана смерти подобен. Ведь к лету необходимо закончить внешнюю отделку пирамиды.
На высоте, как дома
И вот я у подножия огромного крана. Его кабина высоко вверху кажется крохотной. Крановщику уже сообщили по рации (это основное средство связи), что к нему взбирается «гость». Но сказать проще, чем сделать. Признаюсь, что высоты боюсь, и первые лестничные пролеты даются мне ох как нелегко. Вниз стараюсь не смотреть и потихоньку продвигаюсь выше. Где-то на середине пути с непривычки и от постоянного напряжения начинают побаливать мышцы рук и ног (с ужасом думаю, что еще придется спускаться!). На одном из соединений секций – небольшой сетчатой площадке – отдыхаю и вновь штурмую высоту. У самой кабины меня встречает с улыбкой 23-летний крановщик Александр Гусев.
– Посмотрите, какой отсюда вид! – говорит он.
Но в первые секунды мне не до любования красотами – только бы отдышаться и поудобнее устроиться наверху. Перила здесь, конечно, есть, но что-то они подозрительно шатаются, а в полуметре – пропасть в 15 этажей.
Впрочем, высота и порывы ветра, раскачивающие кран, похоже, Александра совсем не смущают. Хотя он и работает всего лишь три месяца, но голос его удивительно спокоен, он с легкостью «прогуливается» по небольшому верхнему пространству стрелы крана.
– Дело привычки, – объясняет молодой человек. – А высоты я никогда не боялся.
Кабину крана Александр сравнивает со вторым домом. Действительно, в этом небольшом пространстве он проводит не менее 7-8 часов в день, и, стоит отметить, условия здесь комфортные – чистота, удобное откидное кресло, кондиционер, при желании даже можно установить радио. Управление краном чем-то напоминает игровую приставку – на левом и правом подлокотнике джойстики. Легкое прикосновение к одному – и стрела (вместе с ней и сам крановщик) послушно и довольно быстро движется влево или вправо, к другому – груз поднимается вверх или вниз. Перед глазами экран с бегущими цифровыми данными грузоподъемности, информация кренометра и так далее.
– В принципе, – рассказывает Александр Гусев, – управлять башенным краном легче, чем ездить на машине. Вот только ответственности больше.
Далеко внизу сигналы (руками и с помощью рации) крановщику подает стропальщик. Он цепляет и снимает груз. От взаимодействия этих двух специалистов зависит эффективность работы башенного крана. Александр говорит, что профессионалы понимают друг друга с полуслова, а он пока только набирается опыта. Хотя, понаблюдав за его уверенными движениями и внимательным взглядом, я пришел к выводу, что он, видимо, из молодых да ранних. Александр с легкостью «носил» плиты весом в несколько тонн и ловко опускал их аккурат среди россыпи красных касок строителей, которые с высоты птичьего полета казались игрушечными.
Надолго отвлекать крановщика нельзя – слишком многие внизу ждут от него быстрых и умелых действий. Пришлось готовиться к спуску. Помахав мне рукой, Александр удалился в кабину, а я вновь остался один на один с высотой и порывами ветра, раскачивающими кран.
Но, на удивление, вниз я спустился намного быстрее. К земле все-таки тянет, да и опыт – большое дело.