В нашей стране около 32 тысяч детей-сирот. Причем абсолютное большинство из них – социальные сироты, т. е. родители живы, но не желают быть родителями. Что ни судьба у сироты, то драма…На прошлой неделе 19 таких ребят закончили Сенненскую школу-интернат, о чем мы рассказывали в предыдущем номере «НС».
Сейчас у них ответственная, волнующая пора – тестирование, поступление в колледжи и вузы. С какими мыслями они выходят в жизнь, о чем мечтают? Об этом – в нашем блиц-интервью.
Вероника Северина.
(Мама девочки пропала без вести. Отца она не знала. В Витебске живут двоюродная сестра с семьей и тетя, у которых Вероника проводила каникулы. Об этой ученице все говорят: умница, отличница!):
– За семь лет интернат стал для меня родной семьей, – рассказывает о себе Вероника. – Сейчас буду поступать на филологический факультет Витебского госуниверситета, чтобы изучать английский и немецкий языки. Хочу быть переводчицей, ездить по разным странам. Мне очень нравятся американские актрисы сестры Олсен. Мечтаю встретиться с ними и пообщаться. А для этого надо хорошо учить английский. (Итальянским языком Вероника, как и другие дети школы-интерната, уже владеет на очень приличном уровне. – В.С.).
Мои воспитатели, учителя, директор всегда будут в моем сердце. Я благодарна им за любовь и заботу.
Михаил Подставленко.
(В школе-интернате с 12-летнего возраста, после смерти родителей. Есть родная бабушка и две сестры, но близких отношений с ними пока не сложилось, хоть он очень на это надеется. Тонкий, восприимчивый, вдумчивый):
– Школа изменила мой характер, сам чувствую, что стал общительным, научился адекватно вести себя в разных ситуациях, – рассказывает о себе Миша. – Кроме среднего образования, получил профессию столяра, могу заниматься овощеводством. Нам прививали трудолюбие, уважительное отношение к земле, природе. Но поступать я решил в Оршанский медицинский колледж, учиться на зубного фельдшера. Представляю свою будущую работу, и мне она нравится тем, что даст возможность помогать людям.
Заветная мечта – получить работу, устроиться с жильем и создать крепкую семью. А коллективу школы-интерната желаю долголетия и сил обучать тех, кто оказался в самой трудной ситуации. И чтобы дружба с итальянцами крепла. Спасибо им за оздоровление детей, за реконструкцию школьных помещений, волонтерство.
Алексей Пашкович.
(Самые родные люди – бабушка Леонида Александровна и старший брат Виталик – живут в д. Ковали Глубокского района. Маму Марину (отчество не знает) видел всего несколько раз и не знает, в каком месте Докшицкого района она обитает. Папа живет в Витебске, у него другая семья, но с сыном общается).
Заветная мечта Леши – «состояться в жизни, быть человеком». Чтобы была и хорошая работа, и семья.
У парня золотые руки. Уже сейчас запросто может починить бытовой прибор, радиоприемник. Школе благодарен, что дала профессию тракториста. А учиться дальше намерен в Новополоцком нефтехимическом колледже. Говорит, что сам выбрал профессию и друзья поддержали. «Думаю, будет неплохой заработок, ведь нефть все-таки... Да и жить хотелось бы в Новополоцке».
Еще Леша мечтает, чтобы мама бросила пить и курить, захотела с ним встретиться. Мечтает увидеть младшего братишку, которому был примерно годик, когда мама увезла его с собой в Докшицкий район. Уже десять лет они не виделись.
Денис Пелихов.
(В школе-интернате 11 лет, а два года назад узнал, что родители живы. Мама с маленькой сестренкой и сожителем в Шумилино, отец где-то в Минске. С мамой Денис виделся дважды. Причем в последний раз свидание было инициировано им самим. Из школы отпустили на один день. Встреча оставила горький осадок, была неприятной. «Я понял, что мама не смогла бы нас с братом (а брат Дениса тоже в школе-интернате) ни одеть, ни прокормить. Живет в очень плохих условиях»).
Парень собирается поступать в Полоцкий аграрно-экономический колледж, чтобы стать бухгалтером. «Хотел выбрать банковское дело, но в справочнике сказано, что по этой специальности можно только заочно и платно».
Школе-интернату Денис очень благодарен и за предоставленную возможность четыре раза побывать в Италии, и за то, что получил права водителя. А еще за то, что в этом году впервые смог пожить вдвоем с братом, в комнате социально-бытовой реабилитации. «Мы с Вадимом встречаемся ежедневно, но всегда рядом есть другие дети. А когда пожили только вдвоем, стали ближе друг другу».
Семен Савченко.
(Мама умерла, когда Семен был уже в спецприемнике. Отца тоже лишили родительских прав. Иногда парень бывает у него дома, в деревне, видит, как трудно живется старшему брату с пьющим отцом).
«Мне повезло, что я попал в школу-интернат. Иначе у меня не было бы ни одежды, ни книг… А здесь все есть. Я уже получил права тракториста. Побывав в Италии, посмотрел, как люди живут. И тоже очень хочется добиться успеха в жизни.
* * *
Выпускники дали учителям клятву «всё чувствовать тонко, не лгать, не кривить душой… Помогать ребенку стать не кем-то – самим собой… И если боль приключится вдруг – понять и услышать, как самый надежный друг».