В рамках выставки-ярмарки товаропроизводителей «Малый бизнес в фестивальном Витебске» областным центром маркетинга традиционно был организован «круглый стол» по актуальным вопросам предпринимательства. В этом году обсуждались вопросы развития сельского бизнеса.
По словам начальника управления предпринимательства облисполкома Валентина Цветкова, этот сектор экономики в области развивается стабильно. Существеннее становится вклад малого бизнеса в общий результат. Однако сельское предпринимательство пока отстает. Для выявления незанятых предпринимателями ниш центр маркетинга провел маркетинговые исследования ресурсного потенциала сельских районов.
Выяснилось, что наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Полоцком, Россонском, Витебском, Глубокском и Оршанском районах, наименьшее – в Миорском и Докшицком. По количеству индивидуальных предпринимателей на 1000 человек населения лидируют Витебский, Поставский, Глубокский, Лепельский районы. В «аутсайдерах» – Лиозненский, Сенненский. Отмечено, что с каждым годом возрастает количество рабочих мест, созданных субъектами малого предпринимательства (17000 в прошлом году). Анкетирование позволило определить степень готовности физических лиц заниматься предпринимательской деятельностью. В Глубокском, Поставском, Шумилинском районах хотят открыть свое дело более половины респондентов, а в Лепельском лишь 18%. Представитель последнего объяснил такую статистику тем, что основные ниши предпринимателями уже заняты. Никаких сложностей для открытия своего дела на селе нет, отметил он. А вот представительница Россонщины, директор природоохранного учреждения «Экоросы» Алла Хорень, посетовала, что ужесточились правила предоставления кредитов желающим заниматься агроэкотуризмом. За прошлый год не было выдано ни одного.
Результаты исследований легли в основу рекомендаций по развитию малого предпринимательства в каждом районе, разработке типовых бизнес-планов. Ознакомиться с ними желающие могут в райисполкомах и центрах поддержки предпринимательства. В числе наиболее перспективных видов малого бизнеса, который можно развивать на селе, – переработка продуктов сельского хозяйства, производство, использование местных природных ресурсов. Например, Витебская область имеет самые большие залежи сапропелей, спектр применения которых широк – от использования в строительстве до создания лекарств. Однако добыча этого сырья и переработка нигде не ведется. Работа в сфере бытового обслуживания, особенно выездного, также востребована. Опрос показал, что местное население не всегда удовлетворено оказываемыми услугами. А такие их направления, как физкультурно-оздоровительные, развлекательные, кроме коммерческой выгоды позволяют удержать молодежь на селе. Большим спросом пользуются здесь услуги проката, особенно прокат подержанных детских вещей, строительного инвентаря. К тому же ремесленничеством, пчеловодством, крестьянско-фермерским хозяйством, агротуризмом можно заниматься даже не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя. Причем эти виды деятельности могут приносить дополнительный доход, не являясь основными.
В настоящее время областной центр маркетинга совместно с ОО «Фонд поддержки социальных и экономических реформ» в рамках поддержки Республики Беларусь Германией реализует проект содействия развитию сельского предпринимательства через стимулирование занятости и самозанятости населения. Поставский, Ушачский, Глубокский и Докшицкий районы выбраны для его реализации в качестве пилотных. Специально для предпринимателей этих районов были изданы брошюры с рекомендациями, организуются семинары с участием бизнесменов из Германии.
Представитель Минского горисполкома одобрил витебские инициативы, отметил, что проведенная работа весома даже на республиканском уровне, и предложил сотрудничество и помощь в поиске инвесторов для рекомендуемых направлений.