Наша читательница Татьяна позвонила на телефон «горячей линии» и сообщила, что надувную лодку, которую она купила в магазине «Рыболов», отказываются принимать назад. Первую же пробу на прочность покупка не прошла – во время спуска с горной реки начала сдуваться,приходилось часто останавливаться и подкачивать ее заново. Поэтому, вернувшись в Витебск, Татьяна первым делом отправилась в магазин. Ее выслушали, лодку обещали протестировать и в течение недели позвонить.
Но когда и через полторы недели звонка не поступило, Татьяна снова пошла в магазин, где ей сообщили, что качество лодки соответствует нормам, а сдуваться она стала из-за того, что хранилась неправильно.
Тогда Татьяна обратилась в администрацию Октябрьского района. Там ей посоветовали сделать экспертизу товара. А за нее надо отдать 600 тысяч, почти столько, сколько стоит сама лодка. Конечно, если экспертиза подтвердит, что товар бракованный, потраченные деньги возвратятся. А если нет, потеряются полтора миллиона рублей (деньги, потраченные на лодку и экспертизу).
За разъяснением этой ситуации мы обратились к заместителю председателя Витебского облпотребсоюза Дмитрию Баранову. Он, сославшись на постановление Совмина «О мерах по реализации Закона «О защите прав потребителей», пояснил, что есть перечень товаров, которые не подлежат возврату. Довольно обширный, включающий и такой пункт, как «прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения». Стало ясно, что даже если бы наша читательница и обратилась в суд, провела дорогостоящую экспертизу, то возврата своих кровных вряд ли добилась бы. Потому совет: нужно всегда проверять товар при покупке!
Во всех магазинах должен быть уголок покупателя с информацией о товарах и выписками из Закона «О защите прав потребителя». В магазине «Рыболов», где наша читательница приобретала злополучную лодку, такого информационного стенда нет. Однако возле прилавка висит объявление для покупателей, где большими буквами написано: плавсредства не подлежат возврату.
Кстати, последняя редакция Закона «О защите прав потребителей» в прошлом году немного сократила список товаров, не подлежащих возврату. Теперь можно обменять игрушки, фотопленку, фотобумагу, аудио- и видеокассеты, другие технические носители информации, предметы личной гигиены, парики, контактные линзы и прочее. Но обязательное условие – наличие герметичной упаковки. А обои, паркет, ламинат, керамическую плитку можно возвратить только в том количестве, в котором они были приобретены. Причем вернуть товар можно не позднее двух недель с момента продажи. Обязательным является наличие чека и технического паспорта с отметкой магазина либо рынка, где приобретался товар.
Если же покупка не входит в перечень товаров, не подлежащих возврату, покупатель имеет право потребовать ее замены или уменьшения цены, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков. Так что в любом случае качество товара нужно проверять не отходя от кассы.