И. Щурок.
Система профессионально-технического образования Беларуси 2 октября отмечает свое 70-летие. Отсчет ведется от Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Именно он обозначил начало серьезного развития системы ПТО, в том числе и в нашей области.
А предыстория такова. Еще в 1908 г. были открыты низшие профессиональные школы в Городке и Дриссе (ныне Верхнедвинск). В 1922-м в Витебске появились школа фабрично-заводского ученичества Западной железной дороги и профтехшкола обувщиков. Затем этот список пополнился аналогичного уровня заведениями, где готовили металлистов, механизаторов, кулинаров, швейников, текстильщиков и др. Но со временем стало понятно, что квалификация рабочего класса уже не соответствует требованиям прогресса, и 2 октября 1940 г. был издан упомянутый указ. Однако помешала война, многие ремесленные училища и школы ФЗО эвакуировались на Урал, в Западную Сибирь.
После освобождения на Витебщине были созданы школы механизации сельского хозяйства в Высоком, Бабиничах, Лынтупах, Орше, школы ФЗО на Белгрэсе, в Глубоком, Витебске, Барани, другие учебные заведения. С 1950 по 1963 гг. в области открылось 10 профтехучилищ, а с 1970 по 1990 гг. введено в строй еще 11. В это время наряду с профессиональной подготовкой учащиеся получали и общее среднее образование.
Многое сделали для развития профтехобразования директора Михаил Аронов, Геннадий Шведов, Вера Кудрячкова, Михаил Козлов, Анатолий Голыня, Дмитрий Егоров, Семен Коваленко, Николай Козлов, Олег Лапковский, Иван Крыленко, Федор Бычинский, Николай Каханович.
Областной профтех гордится и своими именитыми выпускниками разных лет. Это Герои Социалистического Труда Аркадий Козлов, Василий Кудин, Олег Володько, Михаил Климов, Николай Шершнев, Николай Шинкарев, Михаил Коптер, лауреат Госпремии СССР Михаил Кац, бывший зампред Верховного Совета БССР Михаил Гололобов, ректор Витебского технологического университета Валерий Башметов и другие.
Новым импульсом к совершенствованию ПТО на рубеже веков стало создание национальной системы образования Беларуси. Реструктуризация сети учебных заведений и предоставляемых ими образовательных услуг продолжается и сейчас.
– Сегодня областная система ПТО – это 8 проф-техколледжей, 21 профлицей и 5 профтехучилищ, – рассказывает начальник управления образования облисполкома Иван Щурок. – В них занимаются около 15 тысяч учащихся. Идет обучение по 63 специальностям, 154 профессиям. Колледжи готовят и мастеров производственного обучения для системы профтехобразования. Это так называемая вторая ступень, для самых успешных учащихся.
– Иван Антонович, успевает ли сегодня областная система ПТО за потребностями рынка труда?
– Мы обучаем кадры для всех отраслей экономики области, но исключительно по заявкам предприятий и организаций. Эта практика себя оправдывает. Сейчас по каждому первокурснику заключается трехсторонний договор – между учебным заведением, будущим работодателем и родителями учащегося. Ребенок до совершеннолетия должен быть социально защищенным. Наша Конституция гарантирует бесплатное получение первого профтехобразования и первого рабочего места. Конкурентоспособности выпускников ПТО на рынке труда способствует то, что за время учебы они осваивают сразу несколько профессий. Более 75% к моменту трудоустройства имеют минимум по две квалификации, а 11-13% выпускников поступают в вузы и средние специальные учебные заведения. Будем и дальше держать руку на пульсе экономики, чтобы вовремя реагировать на ее потребности в тех или иных рабочих кадрах.
– В училищах и колледжах учатся немало детей-инвалидов, сирот…
– Поэтому серьезное внимание уделено развитию специальных групп, центров профессиональной и социальной реабилитации для учащихся с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов. В минувшем учебном году насчитывалось 340 таких детей. Профтехобразование обеспечивает реальные социальные гарантии для детей из неполных семей, детей-сирот (их здесь соответственно 32% и 7%).
Для трудных подростков учебные заведения ПТО нередко становятся и семьей, и домом. Кстати, количество нарушений в их среде уменьшилось, представления о профтехе в обществе тоже меняются в лучшую сторону.
– В каких вариантах в системе ПТО присутствует платная форма обучения?
– Налажена тесная связь со службой занятости: более 3 тысяч безработных в год получают профессию именно в системе ПТО. Ряд учебных заведений имеют лицензии на платную подготовку водителей. На такой же основе свою квалификацию могут повысить кадры массовых профессий из сельских районов.
– Как строится внебюджетная деятельность?
– Профтехшкола учит, воспитывая рачительного хозяина. Молодежь постигает здесь основы рабочих профессий не только теоретически, но и на практике. Ежегодный доход от внебюджетной деятельности областной системы ПТО составляет около 10 млрд. рублей. Реализуется продукция учебных производственных мастерских и хозяйств, учащиеся работают в механизированных и строительных отрядах, оказывая платные услуги местным предприятиям и населению. Заработанные средства идут на техническое переоснащение учебных заведений, поддержку детей-сирот, оплату работы мастеров и педагогов, другие нужды профтехобразования. Один из примеров хорошей организации внебюджетной деятельности – Городокский профтехколледж сельхозпроизводства им. И.В. Дорощенко.
– Завершается реализация Государственной программы развития профтехобразования на 2006-2010 годы. Что сделано в этом плане на Витебщине?
– Существенно обновлена материально-техническая база. На это израсходовано почти 7 млрд. рублей из бюджета, 1,1 млрд. внебюджетных средств и 250 млн. руб. от базовых предприятий. Радует, что нашим выпускникам не надо переучиваться, придя на самостоятельную работу, ведь оборудование, на котором они практиковались в учебных заведениях, такое же, как и на «настоящем» производстве.
Последние десять лет система ПТО Витебщины – среди лучших в стране. Это подтверждают результаты различных конкурсов профессионального мастерства, выставок технического творчества, ярмарок (смотрите фото). У нас сильная методическая служба. Тот факт, что в Видзовском профтехколледже сельхозпроизводства занимаются ребята из России, тоже говорит о многом. Кстати, в отличие от Беларуси, в ряде бывших союзных республик система ПТО не сохранилась, и это отрицательно сказывается на их экономике.
– А чего недостает сегодняшнему профтеху?
–Постоянного обновления требуют учебная техника и оборудование. Ряд заведений ПТО размещаются в старых зданиях, требующих ремонта. Многое еще предстоит сделать и по благоустройству. Мы настроены на дальнейшую плодотворную работу, ведь благодаря государственной политике и поддержке областной власти система ПТО была и остается на Витебщине надежной кузницей рабочих кадров.