Кто виноват?
Есть такой закон: что человек несет в этот мир, то он ему и возвращает. Ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Экология души… Что это такое?
Виталий Мироненко, доцент Витебской ветеринарной академии:
– Экология души – молодой термин, насущный, междисциплинарный. Область исследований, связанная с духовно-нравственным воспитанием человека. Границы этих исследований четко не сформированы в связи с многогранностью самого понятия души человека.
Татьяна Ясюлина, главный специалист областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:
– Эту проблему – экология души – в прошлом году витебские экологи подняли на международном семинаре в Минске. Никто не пытался дать научную формулировку. Ну как объяснить, например, что такое совесть, нравственность? А это ведь главный внутренний стержень в человеке. Если экология в переводе означает «дом», значит, дом души – это и есть нравственность, совесть. Душа обязана трудиться. Если этого нет – тупик. Тогда нет внутренней потребности жить в гармонии с людьми и природой, строго придерживаясь принципа «Не навреди!».
Внутри каждого – огромный позитивный потенциал. Но очень часто из-за нашей повседневной суеты мы забываем делать добро нашим близким, окружающим. А они ведь так нуждаются в понимании, любви, поддержке! Точно так же и природа ждет, что относиться к ней будут по заповедям Божьим. Тем более, что она у нас уникальная. И неслучайно 5 июня – в день нашей заступницы Евфросинии Полоцкой – отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Первый республиканский экологический форум состоялся в Орше. И первый православный фестиваль был проведен там же.
Александр Сироткин, протоиерей, настоятель храма святой Татианы:
– Православная церковь обеспокоена тем, что порождает современная цивилизация, в том числе нарушением экологического равновесия. Это болезненно не только для природы, но и для человека. Он потерял единство с ней еще в доисторические времена, когда произошло грехопадение, отход от Бога. Грех, зародившись в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на окружающий мир. В Библии пишется об этом подробно.
По отношению к природе человек замысливался как домоправитель. То есть природа – это не вместилище ресурсов для нашего эгоистического, безответственного потребления, а дом, в котором человек не хозяин, а домоправитель. Этот дом также и храм, где человек – священник, служащий не природе, а единому Творцу.
Экологические проблемы носят по существу антропологический характер, т. е. они порождены человеком, а не природой. Поэтому ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе. Церковь, история знают много примеров, когда любовь христианских подвижников (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Ксения Петербуржская и др.) к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание к животным самым благотворным образом сказывались и на жизни всего общества.
В современном мире человек подчас теряет осознание жизни как дара Божьего. Сводит ее к физическому существованию. А деградирующая личность не способна преображать мир. Ей не помогут даже колоссальные технические возможности.
По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом. Преобразование природы должно начинаться с преображения души.