О наполнении новым содержанием педагогической деятельности шла речь на научно-практической конференции «Воспитание подрастающего поколения на традициях православной культуры: проблемы, опыт, перспективы», которая состоялась в Витебском областном институте развития образования.
Тема актуальная, но очень непростая. С одной стороны, современное общество переживает духовный кризис, выражающийся в разрушении моральных устоев. Для детей, как и для взрослых, главными ориентирами становятся деньги, развлечения, абсолютная свобода действий. Что противопоставить апологетам потребительского общества? С другой стороны, идеи православия, на которое призывали опираться участники конференции, уже (или еще?) недостаточно сильны.
Конференция обобщила и проанализировала имеющийся опыт взаимодействия школы и церкви. Конечно, шаги в этом направлении сделаны осторожные уже по той простой причине, что церковь отделена от государства, а оно не может нарушить основные свободы человека, включая свободу совести, вероисповеданий, его право выбора. Однако и в рамках существующих договоренностей между этими двумя общественными институтами оказалось возможным сделать немало.
Основанием для работы педагогов является соглашение между Министерством образования и Белорусской православной церковью.
Заместитель начальника управления образования Витебского облисполкома Василий Будкевич отметил положительный опыт работы.
– Сегодня школа рассматривает значение православия в формировании белорусской государственности. Изучает его роль в контексте гуманитарных предметов, краеведческих курсов. Школа организует факультативы, занятия по интересам, кружки, праздничные мероприятия, фестивали, встречи, конференции, выставки, семинары и экскурсии, которые рассматривают и представляют православие как часть современного мира. Практикуются выступления священнослужителей по темам духовности и нравственности. Областная филармония предлагает учащимся уроки органной музыки.
В области определены опорные учреждения образования по духовно-нравственному воспитанию школьников на православной традиции. И, пожалуй, этот опыт является наиболее интересным. В Витебске таким учреждением стала средняя школа №10 – инновационная площадка Министерства образования. Классы открыты с учетом запросов родителей. Выстроена система духовно-нравственного воспитания. К примеру, каждый год обучения в начальной школе получил собственное направление работы: 1 класс имеет название «Аз, буки, веди», 2-й – «Мы по городу идем», 3-й – «Дорога к храму».
– В ходе осуществления инновационного проекта педагоги стремятся сформировать христианское мировоззрение учащихся, – говорит учитель СШ №10 Татьяна Николаева. – Причем работа ведется и с родителями, тематика их собраний соответствует программе духовно-нравственного воспитания, со взрослыми согласуются такие вопросы, как наличие икон в классе, приход священника.
Татьяна Олеговна подчеркнула, что опыт начальной школы является наиболее успешным, дети меняются, становятся сговорчивее, спокойнее. Для ребят старших классов более привлекательными в принятой системе воспитания оказались отряды «следопытинга». Но в целом, считает она, подводить итоги пока рано.
Этого же мнения по поводу результатов данного направления работы придерживается протоиерей Андрей Смольский:
– Плоды ее мы сможем увидеть не завтра, а через многие, многие годы.
Представитель епархии также назвал существенные проблемы, стоящие на пути.
– Недостаточно большое количество детей, а также их родителей участвует в нашем деле. Кроме того, для ребенка семья зачастую являет другой пример. Великая ответственность лежит на педагогах. Важно не только слово учителя, а даже то, как он держится.
Институт развития образования пригласил к диалогу коллег из России, где сегодня испытывают те же проблемы воспитания и духовного поиска. Этот опыт представила Наталия Малякова, доцент Псковского государственного педагогического университета:
Конференция работала по насыщенному графику: пленарные, секционные заседания, «круглый стол». В поле зрения участников оказались такие разнонаправленные вопросы, как проблема преемственности, народные традиции, подготовка к семейной жизни, преподавание литературы, работа школьных библиотек. Думается, что выработанные на ней рекомендации окажут учителям области некую методическую помощь в их дальнейшей работе с детьми. А готовых рецептов здесь, конечно же, нет. Их нащупывают в практической работе те педагоги, которые со всей ответственностью подходят к результатам своего труда.