В областном центре сейчас проходит 22-й Международный музыкальный фестиваль имени И. Соллертинского. Имя этого замечательного человека носит музыкальный колледж, у входа в который ему установлен памятник работы Валерия Могучего.
А ведь еще три десятилетия назад этого уроженца Витебска в его родном городе мало кто знал. Заслуга в том, что его имя в конце концов возвратилось в город на Западной Двине, принадлежит и недавно ушедшему из жизни историку-краеведу, доценту ВГУ Михаилу Рывкину и нашему земляку, дирижеру и композитору Гавриилу Юдину. Именно при содействии последнего М. Рывкин в начале 1980-х годов встретился с известным литературоведом Ираклием Андрониковым, который не только хорошо знал И. Соллертинского, но даже некоторое время работал с ним, дружил. Встреча произошла в Переделкино под Москвой.
Ученый и замечательный рассказчик, автор широко известного эссе об И. Соллертинском, И. Андроников рассказал о своем знакомстве и дружбе с Иваном Ивановичем, дал интервью для газеты и согласился обратиться к властям города с предложением увековечить имя И. Соллертинского. Подписывая письмо, он как-то с грустью сказал М. Рывкину: «Всю жизнь мечтал побывать в Витебске, но так и не выбрался» (на то время И. Андроников был уже тяжело болен). В письме предлагалось присвоить имя И. Соллертинского одной из улиц города или установить мемориальную доску. Отметив тот период, «когда И. И. Соллертинский становился Иваном Ивановичем Соллертинским (а это связано именно с Витебском), земляки его сделают доброе дело, заслужат благодарность многих тысяч советских людей, живущих в Витебске и далеко за его пределами», выразил надежду Ираклий Луарсабович.
«На следующий день я показал письмо И. Андроникова Г. Юдину, – вспоминает М. Рывкин. – Прочитав его, он заметил: «А знаете, я рассказал о нашей затее Евгению Мравинскому, и он тоже согласился замолвить слово за Ивана Ивановича». Юдин подал мне небольшой лист, на котором было отпечатано несколько строк, подписанных Е. Мравинским». Оба письма были привезены М. Рывкиным в Витебск и переданы руководству города. Но, видимо, тогда еще не пришло время. Имя этого незаурядного человека в Витебске увековечили позже, причем даже в большей степени, чем это первоначально задумывалось. И теперь, когда о нашем замечательном земляке в его родном городе уже действительно хорошо знают, будет нелишним вспомнить, что первыми усилия к этому приложили Михаил Степанович Рывкин и Гавриил Яковлевич Юдин.
* * *
История с возвращением имени Ивана Ивановича Соллертинского в Витебск имеет продолжение. И закончилась она более счастливо, чем та, о которой рассказал краевед Аркадий Подлипский, кстати, в прошлом сотрудник нашей газеты.
В конце 1980-х годов в Витебске витала идея о проведении фестиваля классической музыки, который бы активизировал филармоническую жизнь города. Если учесть, что на то время у филармонии не было своего зала, любители серьезной музыки были в определенной степени обделены, и такой фестиваль приобретал особую актуальность. Инициаторами его проведения можно назвать нескольких человек – нашего земляка, руководителя ансамбля «Классик-авангард» Владимира Байдова, его сокурсника, преподавателя музыкально-педагогического факультета Витебского госуниверситета Владимира Правилова и председателя Витебского музыкального общества Нину Устинову.
Однажды, собравшись вместе, они обсуждали, как вернуть Витебску былую славу музыкального центра. Говорили о культурном ренессансе начала XX века, когда в нашем городе была своя народная консерватория и симфонический оркестр. Им руководил выдающийся российский дирижер Николай Малько. Кстати, его имя наравне с именем И. Соллертинского рассматривалось в качестве вынесенного в название фестиваля. Но остановились на Соллертинском, который родился в Витебске. О нем вообще мало кто знал, хотя личность эта незаурядная. Не имея даже музыкального образования, он стал знатоком классической музыки, его лекциями в Ленинградской филармонии заслушивались профессионалы, он дружил со многими композиторами и исполнителями, в частности, с Дмитрием Шостаковичем. Досадно, и об этом тоже тогда шла речь, что вклад И. Соллертинского в историю музыки недооценен, почти все его архивы пропали, и на здании филармонии в городе на Неве не было даже мемориальной доски.
Как вспоминает главный специалист управления культуры облисполкома Станислав Генеральницкий, генератором идеи о фестивале был Владимир Байдов, а Владимир Правилов нашел спонсоров, которые готовы были вложить деньги в искусство. Первые два праздника классической музыки прошли на энтузиазме его организаторов. Но затем возникли проблемы с поиском спонсоров, и кто знает, как сложилась бы судьба фестиваля, если бы его не поддержали местные власти и Министерство культуры Беларуси, которые вошли в состав учредителей.
Организаторы написали письмо сыну И. Соллертинского – Дмитрию Ивановичу, возглавлявшему в Санкт-Петербурге фонд имени Д. Шостаковича. Он заинтересовался, сначала приехал в Витебск посмотреть, что происходит на фестивале, названном в честь отца. А затем стал активно помогать, привозя в наш город известных исполнителей из города на Неве.
Музыкальный фестиваль имени Соллертинского всерьез прописался в нашем городе. У него есть свои постоянные поклонники. Может, не столь многочисленные, как у «Славянского базара», но это настоящие ценители музыкальной классики.
В Витебском музыкальном колледже сейчас ведутся реставрационные работы, и памятник Ивану Ивановичу Соллертинскому водрузят на гранитный постамент. Предусмотрено и благоустройство территории.
Символично, что заключительный концерт 22-го фестиваля классической музыки в этом году пройдет 22 декабря, когда в стенах областной филармонии будет звучать орган. Музыку Баха и Мендельсона исполнит живущий ныне во Франции Эдуард Оганесян.