Порой, возвращаясь после работы домой в душном троллейбусе, который движется со скоростью улитки в огромном автомобильном потоке, то и дело застревая в пробках, ловлю себя на мысли, что завидую велосипедистам. Они не зависят от пропускной способности городских дорог, все растущих цен на топливо. Ведут активный и здоровый образ жизни. Одни «плюсы»! Но от покупки велосипеда останавливает страх выбираться на оживленную проезжую часть на хрупком двухколесном друге. Особенно когда знакомые автомобилисты еще и подшучивают, называя таких участников дорожного движения «хрустиками».
Во многих европейских и не только странах вопрос безопасности велосипедистов решается просто – для них отведены свои полосы или даже целые велодорожки, стоянки и парковки. Возможно ли создание такой инфраструктуры в Витебске? Дело это дорогое и небыстрое, но надо же когда-то начинать!
Скольким любителям это нужно?
А начать решили велолюбители, объединившиеся в сообщество «Витебск и велосипед». Они и обратились к городским властям с инициативой создания условий для альтернативного вида транспорта.
На проезжей части велосипедисты ощущают риск оказаться под колесами вечно куда-то спешащих лихачей. А на тротуарах вынуждены лавировать между шарахающимися пешеходами, которые непредсказуемостью своего поведения провоцируют столкновение.
– Велосипед использую каждый день, – говорит Сергей Кирпичёнок, айтишник и участник сообщества «Витебск и велосипед». – Передвигаться было бы удобнее по специальным велодорожкам, но, к сожалению, их нет. Мой путь с района Югов до работы пролегает по проспекту Черняховского, где места для такой дорожки или полосы, наверное, не выделить.
Еще ранее эту проблему неоднократно озвучивал председатель облисполкома Александр Косинец. По его поручению обустроена лыжероллерная трасса в пойме Витьбы. Ее используют и велосипедисты.
Интерес к этой теме проявляет городской комитет БРСМ, а также главный специалист отдела ЖКХ горисполкома Александр Мамаев, который, кстати, сам ездит на работу на велосипеде. Но, по его словам, существующая застройка складывалась годами и ее не расширить, так же, как и не сузить проезжую часть в условиях роста автомобилизации.
Городские власти считают, что решать вопрос необходимо в новых строящихся микрорайонах на стадии проектирования. Или при реконструкции автодорог, как это было сделано по настоянию управления ГАИ на новом участке дороги за Вороновским кольцом. Самое примечательное, что немногие велолюбители вообще знают о существовании там специально обустроенной и обслуживаемой асфальтной дорожки для велосипедистов и пешеходов протяженностью более 6,5 км. А ведь на ее создание было затрачено около 620 млн. рублей!
Вместе с начальником отделения дорожной инспекции межрайонного отдела организации дорожного движения УГАИ Дмитрием Журом мы в конце рабочего дня понаблюдали, насколько эта дорожка эксплуатируется. На интенсивное движение я и не рассчитывала, потому что жителей в самих Воронах не так уж много, а горожанам сюда ехать незачем, во всяком случае до начала купального сезона. Так что за 15 минут увидели только двоих велосипедистов…
– Похожая ситуация и с использованием другой велодорожки, проложенной от ул. Лазо к проспекту Фрунзе, – сказал Д. Жур. – Как видите, мы давно работаем в этом направлении, но вопрос: для кого?
Вообще, согласно нормам (п. 4.5.1 СНБ 3.03.02-97 «Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов»), велосипедные дорожки необходимо предусматривать при интенсивности движения более 50 велосипедистов в час.
– Разве вы видите так много велосипедистов на улицах нашего города? – задается вопросом Дмитрий Владимирович. И сам же отвечает: – Мне кажется, дело тут не в безопасности, а в отсутствии желания. Если бы у меня был велосипед, я бы сел и поехал, соблюдая Правила дорожного движения, и чувствовал себя при этом вполне уверенно. На территории Витебска в прошлом году произошло 8 ДТП с участием велосипедистов (в трех случаях виноваты они сами), в нынешнем, к счастью, – ни одного.
Стоянка разрешена?
Как более реальную власти оценивают возможность создания велосипедных парковок и стоянок. Их установка возле торговых или развлекательных центров уж точно не разорит ни один из них. Есть необходимость в парковках возле учреждений образования и общежитий. Студенты, да и школьники тоже, наиболее активно пользуются двухколесным транспортом.
– Я бы с удовольствием ездил на велосипеде на работу, даже несмотря на отсутствие велосипедных дорожек, – говорит Александр Чупилин, ведущий специалист отдела инновационных разработок ОАО «Витязь». – Но велосипед просто-напросто негде оставить. Должны быть велостоянки, чтобы не волноваться за сохранность своего стального друга. А так езжу на дачу, время от времени устраиваем с друзьями велопрогулки по городу.
– По вопросу создания парковок и стоянок для велосипедов горисполком уже разослал поручения в управления торговли, образования, физической культуры, спорта и туризма, – сказал первый заместитель председателя Владимир Каташук. Эти ведомства должны проработать с учебными заведениями, магазинами и торговыми центрами, спортивными учреждениями возможности установки возле них сооружений для парковки велосипедов. Контроль за исполнением этих поручений лежит на начальнике отдела ЖКХ горисполкома Валерии Кирсанове. И у велосипедистов есть основания надеяться на положительные ответы со стороны многих учреждений.
– Эта инициатива мне лично и всей городской власти импонирует, – добавил В. Каташук. – Было бы удобно ездить в магазин или в тот же ледовый дворец на велосипеде. Экономично и экологично! И приближает нас к подобной европейской практике.
А главное, добавлю от себя, появление велопарковок должно поспособствовать популяризации этого вида транспорта. А там, глядишь, возросшая интенсивность движения двухколесного транспорта сделает очевидным то, что без велодорожек точно не обойтись!
Это интересно
В соседней Польше в населенных пунктах велодорожки или полосы маркированы везде специальными знаками на тротуаре. В исторический центр Варшавы въезд на автомобиле и вовсе запрещен.
Немецкая велоинфраструктура настолько развита, что даже беременные женщины ездят на великах до самых родов.
В Хельсинки общая протяженность дорожек для велосипедистов – 2000 км.
Самой «велосипедной» нацией считаются датчане – больше трети населения пользуется этим транспортом, чтобы добираться на работу.
Екатерина Князева, «НС».