О. Афанасьев на рабочем месте.
Главный звукорежиссер «Славянского базара» Олег Афанасьев работает в амфитеатре еще со времен проведения здесь фестивалей польской песни. Именно он знает всё о «музыкальных» секретах многих знаменитостей, на протяжении двадцати лет выходящих на главную сценическую площадку «Славянского базара». О некоторых из них Олег Валентинович рассказал корреспонденту «НС».
– Для начала скажите, как вы умудряетесь справляться с таким огромным количеством кнопок на микшерном пульте?
– Все приходит с опытом. В городском Центре культуры я стал работать в 1978 году, строил амфитеатр и для меня фестиваль – как воздух. Когда он есть, его не замечаешь, а когда нет – сразу не хватает. У меня нет специального технического образования. Закончил художественно-графический факультет Витебского пединститута, но с детства увлекался игрой на различных музыкальных инструментах, учился в музыкальной школе – качество звучания оценить могу. К тому же со мной работает большая техническая группа – инженеры, техники, постановщики. Все вместе мы и налаживаем звуковую систему амфитеатра.
– В чем заключаются ваши основные обязанности?
– Главная задача – чтобы всё звучало вовремя, как это положено по сценарию, и чтобы микрофоны и акустические системы выдавали именно тот звук, который необходим артисту. Я тесно работаю с телевидением, от меня зависит, как будет звучать концерт во время телетрансляции. С помощью микшерного пульта достигается наилучшее звучание акустических систем и звука с микрофонов.
– Что представляет собой звуковое оснащение амфитеатра?
– Еще в конце 1980-х годов здесь было установлено самое современное на тот момент акустическое оборудование. Но время идет, и в 2001 году началось его системное обновление. Тогда в амфитеатре было установлена эксклюзивная музыкальная техника одной из лучших в мире французских компаний. До этого она вообще никогда её не продавала, а лишь сдавала в аренду звукозаписывающим компаниям. Так что сейчас амфитеатр обладает современным звуковым оборудованием высокого европейского уровня. Здесь 48 акустических систем; микшерный пульт позволяет подключить со сцены сразу 112 микрофонов.
– Что самое трудное в вашей работе?
– Звукорежиссер не может себе позволить сомневаться, ведь от одного движения руки зависит, услышат в зале артиста или нет. А когда на концертах присутствуют высшие должностные лица государства, нужно быть особенно внимательным и собранным. Вообще, в дни «Славянского базара» я практически сутками не выхожу из-за пульта: репетиции сменяются концертами. И так весь фестиваль.
– Без форс-мажора наверняка не обходится?
– Бывает и такое. Например, может в самый неподходящий момент отключиться микрофон. Никогда не забуду инцидент во время выступления Филиппа Киркорова. «Заел» мини-диск с записью музыки. А в зале сидят три президента. К чести Киркорова, он не растерялся и допел свою песню без музыки. Потом выяснилось, что диск был бракованный.
– Какие требования к звуку выдвигают звезды?
– Легче всего работать с зарубежными знаменитостями. Обычно это очень скромные и лояльные люди, которые привыкли работать профессионально. Наши не все умеют петь, зато могут выставлять безумные требования. Многие мастера сцены работают только на своих микрофонах и со своими звукорежиссерами, но при этом я их постоянно консультирую. Очень запомнились Лайма Вайкуле и Эдита Пьеха, которые всегда очень внимательны ко всему техническому персоналу, не раз задаривали нас цветами.
– Назовите самых привередливых исполнителей.
– Больше всего поразил Стас Михайлов, который несколько часов проверял-перепроверял звук, а впоследствии дал полностью фонограммный концерт. Но это не мое дело. Моя главная задача, чтобы звук «живого» микрофона на сцене, в который поет музыкант, не отличался от звука в записи.
– Часто ли используется «плюсовая» фонограмма на концертах «Славянского базара»?
– Надо понимать, что пританцовывать на сцене и одновременно выдавать в зал качественный звук невозможно. В той или иной степени фонограмму используют все исполнители. Хотя в последние годы наметилась тенденция к использованию живого звучания. Около 70% артистов, выступающих на фестивале, поют в основном «живьем». «Фанеру» чаще всего используют молодые, не раскрученные поп-музыканты. Маститые исполнители этим грешат реже, но лишь единицы дают сольные концерты полностью вживую. Берегут себя. Чаще всего чередуются «живые» песни и «фанера». Так исполнитель получает возможность отдышаться. Если концерты сборные, с большим числом музыкантов, да еще в прямой трансляции по телевидению, то мало кто рискует, используется «плюсовая» фонограмма. Это вынужденная необходимость.
– Правда, что современные технологии могут сделать из любого человека звезду с прекраснейшим голосом?
– Если честно, то это так. В студии с помощью компьютера можно сделать звезду из любого. Почти все раскрученные по радио и ТВ молодые исполнители, записавшие лишь одну-две песни и канувшие в Лету, таковыми и являются.