Во время «прямой линии» на вопросы читателей «НС» отвечал исполняющий обязанности начальника отдела транспорта и коммуникаций облисполкома Андрей Гулидин.
Накануне в редакцию пришел наш читатель К. Баландов, проживающий на проспекте Победы в Витебске, и оставил письмо. Он возмущен, что автобус №29 не соблюдает расписание. «Зачем его тогда составляют?» – спрашивает пенсионер. Люди подстраиваются под расписание автобусов, которые ходят довольно редко, но запланированные рейсы периодически срываются. Из-за этого расстраиваются планы и портится настроение.
Аналогичный вопрос задает и витеблянка Т. Сорокина:
«После работы не можем уехать домой из-за того, что автобус №17 не ходит по расписанию. В минувшие понедельник и вторник мы его не дождались ни в 17.10, ни в 17.30, хотя это время указано на информационном табло».
– К сожалению, такие случаи имеют место. И автобусы ломаются, и люди болеют. В частности, из-за технической неисправности и болезни кондуктора 25 и 26 июля не работал один автобус на маршруте №17. В городе нет достаточного подменного фонда общественного транспорта. В этом году наша область единственная в республике не обновляла автобусный парк. Но хочу сказать, что общественный транспорт Витебска соответствует социальным нормам по перевозке пассажиров и даже превышает их. По информации «Витебскоблавтотранса» регулярность выполнения рейсов по маршруту №29 за июль составила 99,1%. Действительно, в часы пик автобусы следуют с отклонением от расписания из-за заторов на дорогах. Руководством автопарка с учетом этих задержек были внесены корректировки в расписание движения с отклонением на 7 минут. Однако ситуацию это не улучшило.
Существует и проблема нехватки водителей. Она взаимосвязана с тарифами на проезд в общественном транспорте. Они ниже себестоимости. Республика и область не дотируют разницу в полном размере, и она ложится на убытки автобусных предприятий. На сегодняшний день, чтобы выйти на нулевую рентабельность, стоимость билета должна быть 1,5 тысячи рублей. Низкая зарплата, напряженный график работы не способствуют притоку водителей в автобусные парки.
– Правда ли, что автопарки вынудили порезать еще пригодные для эксплуатации автобусы, чтобы выполнить доведенный план сдачи металлолома?
В. Голышев, Витебский район.
– Неправда. Это же подсудное дело. Автопредприятия могут списать только самортизированные, морально устаревшие автобусы со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Понятно, что такой транспорт небезопасен для перевозки пассажиров.
– Почему на пригородных маршрутах нет (или мало) частных микроавтобусов? Они могли бы помочь разрулить проблему нехватки общественного транспорта.
Т. Голыкина, г. п. Сураж.
– Могли бы. Препятствий со стороны властей нет. В настоящее время перевозчиками негосударственной формы собственности обслуживается 11 пригородных маршрутов, на которых работает 14 микроавтобусов и 1 автобус. Райисполкомы, которые являются заказчиками перевозок, ежемесячно проводят конкурсы на право выполнения перевозок пассажиров на пригородных маршрутах. Окупаемость их – не более 50%, заказчиком дотируется только 15-17% от понесенных затрат. Поэтому у частных перевозчиков нет желания работать себе в убыток.
– Будет ли ходить общественный транспорт в деревню Луки Витебского района?
А. Романов, Витебск.
– Этот вопрос довольно сложный. В соответствии с актом обследования дорожных условий участок дороги от населенного пункта Малые Летцы до деревни Луки не соответствует требованиям нормативных документов для осуществления автобусных перевозок в регулярном сообщении. На сегодняшний день на данном участке установлены необходимые дорожные знаки, однако основные работы по приведению дороги в порядок не выполнены. В связи с этим паспорт маршрута не утвержден. Но этот вопрос остается на контроле и в ближайшее время будет решен.
– Изменилось расписание поезда Витебск – Езерище. Люди, которым надо добираться до деревень в направлении Холомерья, получили массу неудобств. Автобус в Бычихе не дожидается прибытия поезда и уходит раньше, а пассажирам приходится идти пешком или искать попутку. Расстояние немаленькое – от 10 до 30 км.
В. Яковлева и другие.
– Уже дано поручение начальнику Витебского отделения железной дороги, руководству облавтотранса и председателю Городокского райисполкома отрегулировать этот вопрос. В ближайшее время он будет решен.
– Прежде в нашу деревню Красное Ушачского района мы могли добираться на рейсовом автобусе. Сейчас он ходит только до Глыбочки, а дальше 7 километров приходится идти пешком. В таком же положении и жители соседних деревень. Мы просили продлить маршрут до Красного хотя бы три раза в неделю, но нам отказали. Можно было доехать и перекладными на автобусе Сорочино – Полоцк, но этот рейс вообще отменили. Говорят, нерентабельный. Что нам делать?
Н. Тетерук, В. Копоть, Ушачский район.
– Как пояснили в ОАО «Витебскоблавтотранс», через населенный пункт Красное Ушачского района следуют автобусы по маршрутам Ушачи – Бальбиново по вторникам, Ушачи – Усвица по четвергам, субботам и воскресеньям. На сегодняшний день у облавтотранса задолженность по топливу более 3,5 млрд. рублей. В связи с этим есть поручение министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь об оптимизации маршрутной сети. Необходимо снизить убытки, но не путем закрытия или сокращения маршрутов. Люди должны иметь возможность доехать до нужного места. Кстати, социальные стандарты на Витебщине по транспортному обслуживанию перевыполняются в 5 раз.
– Во время дождей размыло проезжую часть улицы Первая Азина в Витебске. Теперь к нам не могут доехать ни скорая помощь, ни мусоровоз.
Т. Никитина, Витебск.
– Это вопрос к жилищно-коммунальному хозяйству. Насколько я знаю, подобные вопросы решаются быстро. Городская транспортная система должна быть в исправном состоянии.
– В понедельник и среду перестал ходить рейсовый автобус из Браслава до деревень Красная Горка и Плюсы. Он доезжает только до дач (видимо, чтобы не было жалоб), и там стоит. Как людям, которые трудятся на сельхозпредприятии, добираться до работы? Не ходить же по 10-15 км пешком! Работники приобрели проездные билеты, никто не учитывал, что 2 дня в неделю ими нельзя воспользоваться.
О. Чумик, Браславский район.
– Вы обращались в райисполком?
– Обращались.
– Будет дано поручение автобусному парку разобраться в ситуации. Но я считаю, местные Советы депутатов не должны были допускать снятия рейсов, тем более, что людям надо добираться на работу.
– Может ли местная власть или транспортное предприятие поднять цены на билеты? Почему не приводят в порядок автовокзал в Новополоцке?
В. Крумишь, Новополоцк.
– Менять цены на билеты только в компетенции Министерства экономики по согласованию с облисполкомами. Местная власть может перевести маршрут из разряда простых в скоростные, тогда стоимость билетов увеличивается. Сегодня ведется реконструкция вокзалов в Лиозно, Браславе, планируется в Россонах. Ведутся переговоры с российскими инвесторами, которые хотят построить рынки в районе автовокзалов Полоцка и Новополоцка. В инвестпроект входит и реконструкция этих вокзалов.
– Когда по улице Воинов-интернационалистов пустят троллейбусы?
С. Иванова, Витебск.
– Завершение строительства троллейбусной линии на улице Воинов-интернационалистов запланировано на лето 2012 года, пуск троллейбусов намечен до 1 июля будущего года.