Не один год проработали в трамвайном парке диспетчер, а в прошлом кондуктор, Регина Василевская и начальник ремонтного участка Валентина Галич.
В том, что скоро всё так и случится, твердо уверен директор новополоцкого трамвайного парка Сергей Габлеев. Тем более что продление путей до границ соседа планировалось с самого момента создания в нефтеграде своего электротранспорта.
Рельсовый транспорт курсирует параллельно центральной, Молодежной улице, по окраине города и за его пределами вдоль промышленной зоны до основных градообразующих предприятий. Сегодня общая протяженность путей составляет 22,5 км в двухпутном исчислении (туда – обратно), от «Полимира» до завода «Измеритель», включая пассажирскую и эксплуатационные линии. Утром все едут в промышленную зону на работу, а завершившие смену возвращаются домой. А еще трамваем активно пользуются студенты ПГУ, техникума, двух колледжей. В часы пик интервал движения составляет 4-5 минут, во время «затишья» – 18-20. Это уже сложившееся оптимальное время.
На транспортном предприятии трудятся 150 человек. Сергей Егорович не нахвалится своим дружным коллективом, в котором нет текучести кадров. Более того – на должность кондуктора даже существует очередь, хотя работа физически и психологически тяжелая. Директор уверен, что человека с рулоном билетиков, учитывая психологию нашего пассажира, не заменят никакие компостеры и электронные приспособления для оплаты проезда. Причем пассажиры настолько привыкают к кондукторам, что покупают месячные проездные только у «своего»билетера. Кадровой работе на предприятии уделяется особое внимание. Сейчас, например, три девушки попали в ряды водителей пройдя в Витебске стажировку.
Изначально, в 1974 году, трамвай был создан при предприятии «Полимир». Его тогдашний директор Герой Социалистического Труда Лев Новожилов поставил задачу связать экологически чистым транспортом промышленную зону с городом. Перевозили работников завода за его счет. Сегодня парк находится в коммунальной собственности.
За последнее время многое удалось сделать своими силами. Это касается и обновления парка трамваев (сегодня их 35 единиц), приобретения спецвагонов (есть 6 снегоочистителей, техника по содержанию контактных сетей и т.д.), совершенствования автоматической системы управления… Популярностью у новополоцких автолюбителей пользуется мойка машин в трамвайном депо, которая приносит парку стабильный доход. Можно и арендовать трамвай для всевозможных торжеств. Час аренды обойдется в 100 тыс. рублей.
Не первый год меня интересовал вопрос: почему на туристических схемах города трасса отмечена как для «скоростного трамвая»? Оказалось, этот термин внедрился на обывательском уровне, просто дань некой традиции, ведь новополоцкая трасса обособлена от остального транспорта. А вот классическим скоростным трамваем может стать проектируемая трасса Логойск – Силичи с собираемыми, как в конструкторе «Лего», вагонами.
Директор считает необходимым для начала продлить маршрут еще на 4,5 км и сделать разворотное кольцо у полимировского поселка коттеджной застройки. Это позволит улучшить социальный стандарт по транспортному обеспечению для проживающей в этом районе значительной части горожан.А дальше стоит «замахнуться» и на Полоцк, о чем мечтал еще покойный Лев Новожилов. Давняя задумка вписывается в нынешние планы. Председатель облисполкома Александр Косинец в январе этого года дал поручение о строительстве нового моста через Двину, который должен соединить два города, (расстояние между ними 8 км) уже в 2013 году. По нему, как предполагается, и будет курсировать трамвай. Это запланировано и в генплане развития городов, разработанном белорусским НИИ градостроительства, и в госпрограмме обеспечения городов республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Совета Министров, где четко сказано, что «транспортная линия в Новополоцке должна быть продлена до Полоцка, что позволит улучшить транспортное сообщение между этими городами и увеличить объем перевозок пассажиров».
В Беларуси только 4 города имеют такую роскошь, как свой трамвай, два из них – в нашей области. Кстати, у новополоцких трамвайщиков сложились очень деловые и дружеские отношения с витебскими коллегами. Регулярно обсуждаются насущные проблемы, налажена четкая взаимопомощь.
Многим не нравится трамвай за создаваемые его дребезжанием «децибелы». Однако за электротранспортом все-таки будущее, да и содержание одного вагона обходится в 1,5 раза дешевле, чем того же автобуса. Не зря этот вид транспорта активно развивают Франция, Германия, Швейцария, скандинавские страны. Ведь он позволяет снизить уровень загрязнения атмосферы выхлопными газами, испытывает меньшую зависимость от низкой температуры окружающего воздуха в зимнее время.
Новополоцкое КУТП «Трамвайный парк» однозначно не затеряется в новых условиях, которые диктует жизнь. Задумок у руководства предприятия много. Это и обустройство путей в соответствии с последними разработками инженерной мысли, с резиновыми прокладками и газонами вместо железобетона, и обновление вагонного парка, и многое другое, что позволит городу над Двиной, несмотря на близость мощнейших производств, сохранить статус самого зеленого и чистого «мегаполиса» Витебщины.