По традиции в канун нового учебного года в минувший вторник прошла областная педагогическая конференция. «Динамичное развитие системы образования – гарант ее качества и престижа» – тема нынешнего обсуждения педагогов. Были проанализированы итоги минувшего учебного года, определены задачи на 2011-2012-й. С докладом выступил начальник управления образования облисполкома Иван Щурок.
С 1 сентября вступает в силу Кодекс об образовании Республики Беларусь, регламентирующий основные направления учебно-воспитательного процесса. Такого документа не имеет ни одна постсоветская страна. Особенностью наступающего учебного года и является жизнедеятельность системы образования в новых правовых условиях. Этому предшествует широкая разъяснительная работа. По-прежнему актуальна реализация Закона «О правилах белорусской орфографии и пунктуации», областного «Плана мероприятий по совершенствованию образовательного процесса по иностранным языкам».
В системе дошкольного образования Витебщины наиболее успешные показатели – полный охват пятилетних детей подготовкой к школе, ниже республиканского уровень детской заболеваемости (8 дней за год). А главная проблема связана с нехваткой детсадов в витебском микрорайоне Билево, а также в Орше, Полоцке, Новополоцке. Беспокоит и то, что лишь 14% воспитателей дошкольных учреждений имеют высшее профильное образование.
В школьной системе сейчас 559 учреждений. Для интегрированного обучения детей-инвалидов предусмотрены три опорных дошкольных учреждения и 42 школы. По области недавно закрыты 24 школы (учеников будут подвозить в другие, а учителя трудоустроены). Вместе с тем возводятся начальная школа в Новополоцке на 460 мест, пятая очередь полоцкой СШ № 18, есть проектно-сметная документация для строительства второй средней в микрорайоне Билево областного центра. В общей сложности необходимо еще около 30 учреждений образования.
Без малого все дети, нуждающиеся в подвозе на занятия, этим будут обеспечены. В школьном автопарке Витебщины 151 автобус, и вскоре будет закуплено еще по одному на каждый район. В организации горячего питания городские школы по-прежнему отстают от сельских, где этот показатель равен 100%.
Стратегическим направлением остается информатизация учебного процесса. 93% учреждений образования подключено к Интернету. Создаются региональные ресурсные центры. Многие дети имеют персональные компьютеры. Необходим надлежащий контроль за использованием учениками электронной информации, а также временем, которое они проводят у мониторов. От этого зависит моральное и физическое здоровье школьников.
Сегодня 91% из 14 тыс. учителей – с высшим образованием. Наша область перешла на самообеспечение педагогическими кадрами.
1 сентября приступят к работе 583 молодых специалиста. Около 10% учителей – пенсионеры и предпенсионного возраста.
Выросло число выпускников, награжденных медалями и получивших свидетельства с отличием. Олимпиадное движение среди школьников стало массовым. Однако по его результатам Витебщина уже не первая после восьмилетнего лидерства среди областей.
В профтехобразовании оценки в 6-10 баллов получают более трети учащихся, но единицы из них участвуют в олимпиадном движении. Эффективность сотрудничества ПТО-ССУЗ-вуз тоже должна быть большей. И еще одна из важнейших задач дня: довести до 35% долю выпускников с четвертым и выше разрядом производственной квалификации. Нынешний план приема на первый курс в системе ПТО выполнен на 85%, поэтому срок подачи документов продлен до 15 сентября.
Особое внимание на конференции отводилось воспитательной работе. За прошлый учебный год 3822 ребенка были признаны находящимися в социально опасном положении, 2415 сняты с учета. Уровень социального сиротства снижается. На Витебщине в 802 приемных семьях растут 1156 детей, родители которых лишены права их воспитывать. К 15 детдомам семейного типа должны прибавиться очередные – в Шумилино и Чашниках.
Общественную работу с учащейся молодежью необходимо перестраивать с учетом жизненных реалий, не допуская формализма. Меньше следует увлекаться массовыми мероприятиями, а занимать подростков полезными делами, занятиями в кружках и спортивных секциях.
Общий итог отчетного периода в областной системе образования: государственные социальные стандарты выполняются. Главная задача педагогов на ближайшее будущее –прежняя: качественное образование с использованием достижений прогресса и лучших традиций.