Подвязчица длинного волокна Н. Соколко.
На недавнем собрании акционеров открытого акционерного общества «Плисский льнозавод» рассматривался вопрос о присоединении к предприятию Мосарского и Ушачского льнозаводов. По словам специалистов, это слияние как один из пунктов подпрограммы «Витебский лен», региональной программы инновационного и инвестиционного развития области на 2011-2015 годы поможет нарастить производственные мощности более молодого, построенного в 60-х годах прошлого века, хотя и пока убыточного, Плисского льнозавода. В ближайших планах руководства – модернизация производства и обновление технологического оборудования, повышение квалификации работников, увеличение выпуска продукции.
Только вот останется ли Мосарский льнозавод, став филиалом, по-прежнему одним из сильнейших в области? На этот вопрос ответит время. Работники старейшего предприятия Глубокского района, занимающегося первичной переработкой льна, надеются на лучшее. Главное их условие – сохранение банковского счета предприятия и возможности самостоятельно распоряжаться собственными деньгами. В среднем за год Мосарский льнозавод производит товарной продукции на миллиард рублей. Чистая прибыль за прошедшие семь месяцев составила 59 миллионов.
На окраине деревни Мосар, названной туристами «белорусским Версалем», в тени старинных деревьев стоит построенный в послевоенные годы льнозавод. По воспоминаниям местных жителей, к выпуску первой продукции предприятие приступило в 1946 году. Когда-то в Мосаре был и крепкий в советские годы колхоз «Гигант». Потом его присоединили к сельхозпредприятию «За Родину», и льнозавод на многие годы стал главным производственным «стержнем» угасающей деревни.
Если раньше лен для предприятия выращивали соседние хозяйства, то сегодня завод на площади в 550 гектаров сам заготавливает необходимое сырье.
Дождливая погода в этом году ускоряла процесс дозревания льна, поэтому старались не пропустить оптимальные сроки уборки. Механизаторы льнозавода собрали с полей выращенную культуру. Урожайность льноволокна составила 11,5 ц/га. Заводчане заготовили 1,95 тысячи тонн тресты, это около 633 тонн волокна, средняя длина которого составляет 1,05 м. Выполнили доведенный план на 115%.
– В этом году, – говорит директор Мосарского льнозавода Виктор Кейзик, – мы собрали 271 тонну семян. Выращивали лен как отечественных, так и иностранных сортов. Весной планировали сделать акцент на урожайном французском сорте «Ализе». По крайней мере собранного семенного материала нам бы хватило не только для посева, но и на продажу.
В этом году на льняных полях завода работает 10 прессподборщиков, каждый из которых за день убирает до 8 гектаров, а это около 20 тонн тресты. Один такой агрегат заменяет ручной труд 30-50 человек. В прошлом году на 97% уборка льна была механизированной, что позволило предприятию сэкономить около 300 млн. рублей. И нынче заводчане отказались от ручного труда.
– За день механизатор на прессподборщике, – продолжает Виктор Петрович, – получает до 300 тысяч рублей. Все, что он делает сверх установленной нормы, оплачивается вдвойне. Чем больше сделает рулонов – тем выше зарплата. Отдельные старательные работники при благоприятных погодных условиях успевают сделать более 100 рулонов в день, за что и получают хорошее материальное вознаграждение.
Сегодня на балансе предприятия 18 тракторов. Многие из них успели «состариться», однако в полевых работах участвуют. К тому же в пик сезона на помощь приходят еще 5 тракторов из других организаций района.
Предприятие имеет собственные ворохосушильные пункты, очистительная машина для доработки семян. Со всеми работами заводчане стараются управляться в срок, иногда даже помогают на уборке другим льнозаводам, тому же Плисскому.
На заводе работают более 60 человек. В смену заводчане перерабатывают 4,5 тонны тресты и получают около 200 килограммов длинных прядей льноволокна, которые в свое время наши бабушки называли куделью.
На предприятии есть немало семейных династий. Например, работают слесарь Станислав Апетенок и его сыновья Василий и Дмитрий, семейные пары Саковичей, Ефимовых и т. д.
Льнозавод располагается в здании бывшей графской постройки, каменные стены которой, несмотря на годы, отлично сохранились. Найденные неподалеку в земле «осколки» канализации, глубоких графских подвалов, в которые, по словам старожилов, заезжала конная повозка, привлекают внимание туристов, интересен им и сам льнозавод. «А почему бы не открыть здесь музей, – говорят работники предприятия, – нам есть, что рассказать и показать приезжим». Льнозавод, которым последние 15 лет умело руководит В. Кейзик, – не страничка, а интересная глава в летописи Мосара, потому местные жители надеются, что предприятие и в новых условиях, с учетом присоединения, с каждым годом будет работать все прибыльнее и не останется в прошлом, как «Гигант».