На вопрос: сколько стоит тот или иной товар, сегодня с ходу не ответят даже продавцы. Цены меняются каждый день. Показываю упаковку творога, на которой не указана стоимость, и интересуюсь: почем? «Около 11 тысяч за килограмм, – отвечает продавец, но вскоре поправляется. – Простите, это вчерашняя цена, сегодня уже 15 тысяч».Откуда берутся такие цены и почему в магазинах периодически отсутствуют те или иные товары? Это мы и попытались выяснить.
Цены в Беларуси сегодня устанавливает рынок. Специалисты считают: с точки зрения объективных экономических законов в нынешней ситуации не следует административно регулировать ценообразование, потому что в итоге это негативно скажется на производителях, они должны иметь возможность установления справедливой цены на свой товар и получение прибыли. Тотальное ценовое регулирование — это возврат назад, ликвидация стимулов для производства и уж тем более для экспорта.
В то же время необходимо сохранить точечное регулирование цен на наиболее социально значимые виды продукции, чтобы защитить самых малообеспеченных людей.
Регулированием цен на узкий перечень социально значимых продуктов питания занимается Министерство экономики путем установления предельных максимальных отпускных цен – для предприятий-изготовителей и предельных торговых надбавок – для организаций торговли, а также облисполкомы в пределах предоставленных им полномочий. На Витебщине в целях сдерживания инфляционных процессов разработана система мер, рекомендующая предел в торговых надбавках на расширенный перечень продовольственных товаров, а также на все непродовольственные. При формировании цен на зарубежные товары импортерам опять же рекомендована (!) оптовая надбавка в размере 30 процентов. Эта мера стала достаточно ощутимой и результативной, сказал заместитель начальника управления антимонопольной и ценовой политики облисполкома Александр Кузьмич. Кстати, в других областях подобных ограничений нет.
Введено точечное регулирование цен путем декларирования для некоторых предприятий-монополистов, в частности на цельномолочную продукцию витебского акционерного общества «Молоко», Полоцкого молочного комбината, нескольких химчисток, парикмахерских и др. Постоянно анализируются цены в сравнении с другими регионами республики, сопоставляется стоимость аналогичных товаров на рынках дальнего и ближнего зарубежья. И оно в нашу пользу, т. е. уровень цен на Витебщине все же ниже, чем в других областях.
По данным статистики, в сентябре больше всего выросли цены на свинину и яйца (более 30%), овощи (25,5%), мясные полуфабрикаты (24%). Далее по убывающей следуют птица, колбаса, масло животное, сахар, рыба. А вот картофель подешевел на 11,3%.
Покупатели, замечают продавцы, стали экономить на продуктах питания, отдавать предпочтение более дешевым. Ажиотажный спрос в преддверии очередного повышения стоимости того или иного товара уже в прошлом. Люди, видно, поняли: на всю жизнь не запастись ни сахаром, ни маслом, ни мукой. Да и скачка цен на то же подсолнечное масло, о котором ходили слухи совсем недавно (будто оно будет стоить более 40 тыс. рублей), не произошло.
В прошлом, можно сказать, и страсти вокруг мяса. Хотя до сих пор в фирменном магазине Витебского мясокомбината покупатели с раннего утра ждут завоза, и к вечеру прилавки со свежим мясом и мясными полуфабрикатами уже пусты. Это не так сложно объяснить. Регулируемые государством цены здесь отличаются от тех, что на рынке, почти вдвое. Да и по сравнению с другими магазинами, где, видимо, пользуются услугами «нерегулируемых» поставщиков, разница может составлять существенную величину.
Одно из крупнейших торговых предприятий областного центра – ОАО «Витебские продукты» – старается оперативно реагировать на покупательский спрос. Директор Галина Раджюнене пояснила: чтобы сбить повышенный спрос, который наблюдался в конце весны – начале мая, магазины увеличивали заявки. Сегодня же очередей за тем или иным видом товара не наблюдается, нет жалоб и на ассортимент. Торговые надбавки «Витебские продукты» не повысили, но цены приходится менять, так как их постоянно корректируют производители и поставщики. Чтобы поддержать малообеспеченные слои населения, это торговое предприятие открыло магазин низких цен, где торговая надбавка на социально значимые товары составляет всего 5%, на остальные – 10%.
Магазин низких цен на улице Ленинградской ОАО «Ника» посещают не только жители этого района, но и покупатели из разных концов города. В Витебске определены несколько торговых объектов, где введены «системы лояльности», то есть там пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи могут купить продукты и промтовары на пять-десять процентов дешевле. Такая скидка делается опять же за счет уменьшения торговой надбавки.
В частности, в магазине «Рублевский» с 9.00 до 11.00 молочные продукты, колбасные изделия, масло растительное, крупа реализуются лицам пенсионного возраста со скидкой 3%. Магазин «Евроопт» филиала ООО «Евроторг» предлагает широкий ассортимент товаров для пенсионеров с 3-процентной скидкой с 8.00 до 22.00 ежедневно. ОАО «Молоко» также в рамках программы поддержки малообеспеченных граждан разработало систему скидок в своих фирменных магазинах.
Покупатели стали замечать, что цены не только поднимаются, но порой и снижаются. Пока, возможно, это не столько следствие действия рыночных инструментов, сколько политика государства по поддержке населения. Но к переписыванию ценников пора привыкать и продавцам, и покупателям. Во многих странах с рыночной экономикой цены меняются даже в течение дня, в зависимости от спроса. Другое дело, хочется, чтобы суммы все-таки уменьшались. А главное – чтобы каждому хватало денег на нужные ему товары.