Основные рубрики





31.12.2013

Как мошенники обманули пенсионерку на все ее сбережения и недвижимость

Ушлым торговцам <laquo;чудодейственных<raquo;...


2.09.2013

Под Новополоцком обнаружили лесную нарколабораторию

Новополоцкие сыщики в лесу недалеко от...


31.08.2013

В Поставском районе прорвало водохранилище

Вчера в Поставском районе на водохранилище...


30.08.2013

В Новополоцке незадачливые угонщики на украденной "Волге" попали в аварию

Преступникам, одному и которых 24, а другому...


Тематические страницы

Автосервис

ЧЕЛОВЕК ГОДА ВИТЕБЩИНЫ




Ссылки на сайты

 

Витебский областной исполнительный комитет. Официальный сайтTUT.BYВитебская областная филармония

Читателям

Чтобы улучшить связь с читателями, «Народнае слова» открывает виртуальную «жалобную книгу». На нашем сайте вы можете оставить свое замечание по любому поводу. А журналисты «НС» постараются отреагировать на каждое такое обращение быстро и по существу.

 

Жалобная книга


Расписание поездов

Календарь материалов


«    Ноябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей


Архив новостей по месяцам

Сентябрь 2015 (7)
Август 2015 (13)
Июль 2015 (8)
Ноябрь 2014 (3)
Октябрь 2014 (6)
Сентябрь 2014 (25)

 

Опрос сайта

Надо ли в наше время откладывать на «черный день»?

надо, ведь жизнь очень непредсказуема
нет, тем более что деньги постоянно обесцениваются
может, и надо, но я это делать не в состоянии

Ключевые слова

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги

Статистика сайта

Новости Беларуси

Спецпроекты "Народнага слова"

 


БРЕНДЫ ПРИДВИНЬЯ: ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Большая семья

ВИЦЕБШЧЫНА ТУРЫСТЫЧНАЯ

 

 

 

 

 

Скульптор может остановить бег времени


Скульптор может остановить бег времени

 

Работа «Бег времени» заняла место среди других, пока существующих только в мастерской скульптора. Может, со временем она пропишется на улицах родного города, как бронзовый Марк Шагал в Витебске, Гулливер в Орше, другие памятники и скульптурные композиции, вылепленные учеником такой монументальной личности, как Андрей Бембель. А. Гвоздиков (на фото) – автор мемориальных барельефов и знаков художнику Юрию Пэну, писателю Василю Быкову. Эти работы хорошо известны витеблянам и гостям города. А вот то, что он снялся в художественном фильме, знают немногие.

 

– Это фильм «Круглянский мост», – скульптор показывает фото со съемок. – Друзья позвонили, говорят: приезжай, есть для тебя хорошая роль – эпизодическая. Заработал 6 тогдашних рублей. Это был первый и единственный случай работы в художественном фильме. А вот сын мой всерьез занялся кино, был художником-постановщиком фильмов «Волки», «Родина или смерть» и многих других.

 

– Были еще какие-то неожиданные предложения, занятия помимо скульптуры?

 

– Рыбу ловил, летал в 1982 году на военном самолете на Новую Землю. В советские времена попасть простому гражданскому человеку на военный самолет было почти невозможно. Меня друзья, можно сказать, нелегально смогли посадить на борт. Это была незабываемая экскурсия – 7 часов в полете!

 

– Нынешний год для вас удачный. Установлены выполненные вами мемориальные доски писателю Григорию Шакулову, народному артисту СССР Федору Шмакову, бюст этому известному актеру. В соавторстве с Азатом Торосяном на железнодорожном вокзале Витебска появилась скульптурная композиция «Встреча»…

 

– Это идея начальника отделения дороги Сергея Пахолкина. Сделали мы ее очень быстро, поскольку работа шла легко. Да, можно сказать, что нынешний год сложился для меня в творческом плане удачно. Появилась возможность реализовать свои работы.

 

– Мне кажется, что вы как скульптор не идете на поводу у заказчика. Если что-то задумали – отстаиваете свою точку зрения.

 

– Стараюсь отстаивать, хотя с мнением заказчика тоже приходится считаться. Порой я проигрываю. Пример – бюст Федора Шмакова. Я хотел передать мысль, что артист, уходя из жизни, снимает сценическую маску и становится самим собой. Но республиканский совет изменил мою концепцию. Мое видение: маска должна быть в руке, а не на груди. К сожалению, пришлось согласиться. Но никто меня не переубедит, что получилось лучше. Когда навязывают мысль автору, – это всегда плохо.

 

– До какой степени можете уступать?

 

– В каких-то деталях. А в целом мне до сих пор как-то удавалось убеждать заказчика. И предел, конечно же, есть. Я никогда не стану лепить портрет человека, который мне не симпатичен. Сейчас, например, работаю над скульптурой бывшего партийного деятеля Валентина Михельсона. Это был известный и достойный человек. Недавно закончил скульптурную композицию, посвященную Иосифу Бродскому.

 

– Скажите, вам все работы дороги или есть такие, от которых сегодня хотелось бы отказаться?

 

– Работы как дети, все дороги. По молодости были не совсем удачные, но они ушли, и я их даже не помню.

 

– У вас немало скульптур, которые могли стать украшением того или иного населенного пункта. За какие, если так можно сказать, более всего обидно, что они пылятся на стеллажах мастерской?

 

– Я сделал цикл работ «Цена Победы». Они могли быть установлены на воинских захоронениях. Но этого, к сожалению, не происходит в силу экономических причин. Чтобы отлить памятник в материале, нужны немалые средства.

 

– Я заметила у вас любопытную книгу о деревне Шуты Бешенковичского района.

 

– Ее издали мои друзья – дети прекрасного графика, ныне покойного Бориса Николаевича Кузьмичева, который в этой деревне имел дачу. Ее тираж – 3 экземпляра. Шуты, можно сказать, стали моей второй родиной. Я человек городской, родился в Витебске, а 33 года назад купил деревенский дом, с тех пор в нем живу, почти круглый год. У меня там есть мастерская, летом работаю на улице. Прежде в Шутах была дача художника Геннадия Шутова, сейчас среди моих соседей – художник Василий Тихоненко.

 

– Вы возглавляете областное отделение Белорусского союза художников. Какова первейшая из забот главы профессионального объединения?

 

– Коммунальная. У нас самая большая из областных организаций – 104 человека плюс 4 – в молодежной секции. Среди членов союза немало людей пожилых (больше половины – пенсионеры), которые просто не могут рассчитываться за мастерские. Почему-то художников причислили к юридическим лицам, и за услуги ЖКХ мы вынуждены платить в несколько раз дороже, чем обычные потребители. Сегодня у многих нет ни заказов, ни покупателей, а человек продолжает писать картины, лепить скульптуры. Куда ему вместе со своими работами деваться? Это самая страшная вещь. Сейчас, правда, решается вопрос в Совете Министров, чтобы распространить на мастерские членов союза художников коммунальные тарифы населения. Если этого не произойдет, многие просто будут от них отказываться.

 
– Скульптор может прожить за счет своей профессии?

 

– В былые времена – да. Сегодня – вряд ли. Государство заказчиком выступает крайне редко. Богатые люди пока не стали меценатами искусства. Хотя уже что-то появляется и в Витебске. Музыкальный клоун возле Летнего амфитеатра, скульптурная композиция «Встреча» на железнодорожном вокзале, памятник ветврачу во дворе ветакадемии, сапожнику на улице Толстого. В Минске мой старый друг Володя Жбанов установил несколько композиций. Это так называемая легкая пластика, но она украшает город.

 

– Памятники во все времена выполняли идеологическую роль, поэтому их делали величественными, на высоких постаментах.

 

– Тоже неправильно. Перекосы в любую сторону всегда нехорошо. А середину время ищет. У меня стоит мраморный бюст из мастерской президента Академии художеств СССР Николая Томского. Эту работу списали и хотели уничтожить, хотя это высококлассная вещь, произведение искусства. Я был в Париже и видел: рядом стоят памятники людям, которые при жизни были антиподами, королям и революционерам. Никто никому не мешает. Кстати, любопытный факт: В. Ленин своим решением распорядился не уничтожать памятники, которые выполнены высокохудожественно, в том числе и Александру I, III. А те, которые были не на уровне, сняли и переплавили. Приходили другие правители, убирали старые памятники, ставили свои. Я убежден: нельзя памятники рушить. Это не только память о прошлом и настоящем времени, но и произведения искусства. А без искусства жизнь не может быть полноценной.

Татьяна Пастернак, «НС». Фото Антона Степанищева, «НС».



30.11.2011

 

Новость посмотрели: 3134

 

Рейтинг материала:

 (голосов: 3)




 


Данная новость взята из рубрики: ИМЯ




Похожие новости по теме :

 

«Мастерская скульптора» в музейном зале


В Витебском художественном музее открылась выставка под названием «Мастерская скульптора». Ее автор – председатель областной организации Белорусского союза художников Алекс ... Читать полностью...

АЛЬБОМ ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ


В музыкальной гостиной Витебска состоялась презентация художественных каталогов известных витебских скульпторов Ивана Казака и Валерия Могучего. Издание такого рода – событие в культурной жи ... Читать полностью...

Витебская галерея «Стена» расширила свои стены


К «Славянскому базару в Витебске» расширила свои площади частная художественная галерея «Стена», которая два года назад также в фестивальные дни прописалась в Витебске на ул ... Читать полностью...

СКУЛЬПТУРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ МУЗЕЙНОГО ЗАЛА


«От реализма к модернизму» – так назвал свою выставку скульптор Валерий Могучий. А открылась она в Витебском художественном музее. .

Памятники работают на престиж города


B редакцию «НС» обратились жители Витебска (письмо коллективное, с несколькими подписями, в частности Н. Ильиной, В. Белова, И. Лазовского, Т. Ткаченко и других), высказавшие свое мнени ... Читать полностью...

Не просто мастерская, а музей


В состав Витебского центра современного искусства сегодня входят не только два выставочных зала (по улице Белобородова, 5 и проспекту Фрунзе, 11), историческое здание по улице «Правды», 5, где в свое ... Читать полностью...

Галерея Юрия Пэна — лучший памятник художнику


В 1897 году в Витебске открылась первая в Беларуси школа рисования и живописи. Ее организовал и возглавил выпускник Петербургской академии художеств Юрий Моисеевич Пэн. Учеба была платной, однако с ... Читать полностью...

Где в городе «прописаться» художнику?


Группа витебских художников прислала в редакцию «НС» открытое письмо. Газетная площадь не позволяет воспроизвести его полностью, но суть постараемся передать. Авторы обращения в газету жа ... Читать полностью...

«Стена» как вход в мир искусства


«Стена». Именно так назвал свою художественную галерею на улице Ленина в Витебске мастер кисти Николай Дундин. Почему «Стена»? У Николая на этот счет несколько объяснений. Ст ... Читать полностью...