Одной из основных особенностей бюджета области на 2012 год является сбалансированность расходов с реальными доходами и создание дополнительных резервных фондов для обеспечения социальной стабильности государства. При этом значительные ресурсы будут направлены на повышение зарплаты бюджетникам, пособий и выплат населению, решение ряда других социально значимых задач.
Вот какие акценты посчитал необходимым сделать начальник финансового управления облисполкома Борис Кичановский при утверждении главного финансового документа области на сессии областного Совета депутатов на прошедшей неделе. Доходная часть бюджета сформирована в объеме свыше 9,4 трлн. рублей, при этом более 47% составят безвозмездные поступления из республиканского бюджета. Основными доходными источниками остаются НДС (36% в общем объеме без учета дотаций), подоходный налог с физических лиц (31%), а также налоги на прибыль, землю и недвижимость. Вместе с тем исполнение бюджета будет проходить в условиях снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, а также расширения сферы предоставления налоговых льгот и вычетов при исчислении подоходного налога и НДС. Эти меры предприняты для социальной защиты населения и стимулирования экспорта и инвестиций. В 2012 году сохранится перечень видов и ставки по местным налогам и сборам, за счет которых предполагается привлечь в бюджет не менее 6 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета-2012 прогнозируются в объеме около 9,1 трлн. рублей, из которых около 60% (более 5,4 трлн.) планируется направить на социальную сферу. Одной из особенностей будущего бюджетного года станет приоритетное финансирование здравоохранения – это более 2,1 трлн. рублей. Предусматривается, в частности, направить свыше 300 млрд. рублей на финансирование строительства, реконструкции и ремонта более 80 объектов, в том числе расположенных в Полоцке, Новополоцке, Миорах, Шарковщине и ряде других населенных пунктов.
Бюджетные расходы на образование включают финансирование строительства средних школ в Витебске и Сенненском районе, бассейна в Новолукомле, детских садов в райцентрах, общежитий для студентов в областном центре, а также приобретения школьных автобусов и компьютерных классов.
Особенностью бюджетной поддержки физической культуры и спорта в будущем году станет необходимость финансирования подготовки спортсменов области, которые завоевали право участия в Олимпиаде-2012 в Лондоне. Кроме того, Б. Кичановский упомянул расходы на завершение строительства Ледового дворца в Орше, ввод оздоровительного центра в Докшицах, реконструкцию стадиона в Глубоком, оснащение гребного центра в Полоцке.
При планировании расходов на культуру и искусство учитывалась потребность в проведении модернизации объектов инфраструктуры в Глубоком ко Дню письменности, а также к празднованию 1150-летия Полоцка. В целом в 2012 году финансирование действующей сети учреждений культуры предусматривает также возможность приобретения автоклубов, библиобусов, киновидеопередвижных установок, компьютеризацию сельских Домов культуры и ремонт ДК в Болбасово, Осинторфе, Ореховске.
Помимо социальной сферы, в будущем году значительные средства (свыше 827 млрд.) будут направлены на поддержку сельскохозяйственной отрасли. Однако, как отметил Б. Кичановский, с учетом роста цен на основные материально-технические ресурсы и наличия обязательств сельхозорганизаций запланированных ресурсов АПК будет недостаточно, поэтому «проблему финансирования отрасли необходимо решать через призму повышения эффективности ее работы».
Финансирование областной инвестиционной программы (без учета объектов здравоохранения) предусматривается в объеме 182 млрд. рублей.
В сфере ЖКХ, энергетики и транспорта будет продолжено сокращение бюджетного дотирования услуг населению. Например, уровень оплаты услуг ЖКХ в 2012 году должен составить не менее 35%, транспорта – не менее 85%.